|
Василина Воркова
Художница Ализа Сулеева-Александр, проживающая в настоящее время в Канаде, вернулась в Казахстан на пару недель для того, чтобы представить на суд зрителей свои новые работы. Она поделилась с читателями “НП” впечатлениями о западной жизни и искусстве, а также рассказала о своих работах
- Многие знают Вас как художницу, использующую в своих работах войлок и батик. Теперь же Вы представляете работы, написанные акриловыми красками...
- Я занималась текстильными полотнами и гратографией. Это наслоение воска, акрила и гуаши с последующим процарапыванием. Видимо, на меня повлияли какие-то мировые тенденции, и я занялась акрилом на холсте для того, чтобы эти работы были понятны всем, то есть не только казахстанскому зрителю, но и были восприняты на мировом уровне.
Например, гратография на Западе совершенно новая, неизвестная техника, люди еще смотрят на нее с подозрением. Текстильные полотна людям нравятся, но многие не знают, как ухаживать за ними. А новые работы как-то к себе располагают, да и в практическом плане очень легко перевезти эти холсты и оформить в любом месте.
- Расскажите подробнее о технике, в которой выполнены текстильные полотна?
- Эта техника очень трудоемкая, требует большой траты времени. Сначала берется шерсть козы или верблюда, стирается, окрашивается вручную, сушится. Затем несколько раз прочесывается до тех пор, пока не достигнет желаемого качества. Потом отдельно я расписываю шелк в технике холодного батика. Третья стадия - все это раскладывается на холсте или на полотне, композиция сшивается. И последняя стадия - шерсть прошивается на швейной машинке, все соединяется и получается единое полотно.
- А такая техника популярна на Западе?
- Насколько я знаю, такая техника там вообще неизвестна. Индейские племена изготавливают что-то похожее на текеметы, различные войлочные изделия - все это делают испокон веков, но такой техники я там не встречала. Вообще, там искусством для людей является все, что обработано человеком, все, что является итогом мысли, идеи, а не только то, что сделано вручную.
- Ализа, расскажите о Вашей новой выставке, чем она особенна?
- В этот раз я постаралась соединить западный более минималистичный, холодный стиль с нашим восточным колоритом. В новых работах очень много казахского орнамента, который несет в себе символику. В то же время мои работы абстрактные - я пыталась соединить вместе две культуры, чтобы это было интересно всем.
- Эту выставку Вы уже показывали в Канаде?
- Нет. До этого в Канаде у меня было две персональные выставки, я участвовала в нескольких групповых выставках. Но эти работы свежие, я их сделала буквально за 2-3 месяца.
Первая выставка была в городе Виннипег в провинции Манитоба, она называлась “Искусство из другого полушария”. Для меня стояла задача показать, что работы действительно с другого конца земли, для них совершенно незнакомы и экзотичны. Выставка прошла очень успешно, было много положительных отзывов. С этой выставки я привезла одну картину “Первые шаги на канадской земле”, то есть в той выставке я отразила свое первое видение Канады, мои чувства по отношению к переезду, к переменам, я пыталась объяснить, почему я переехала.
Вторая выставка прошла в Калгари, она называлась “Стихия любви”. Эту выставку я посвятила своей семье, своему мужу, вообще человеческим отношениям. Я хотела объяснить, что я оказалась в Канаде из-за любви, потому что я совершенно не планировала уезжать из Казахстана, но так получилось, что я встретила здесь своего будущего мужа и поехала за ним.
- После переезда в Канаду Вам трудно было перестроиться?
- Да, сначала был культурный шок, вообще шок от всего, что я видела - я как будто попала на другую планету - другой воздух, совершенно другая еда, люди по-другому думают, по-другому разговаривают. Наверно, у меня ушел год для того, чтобы потихоньку привыкнуть к этому и перестроиться.
- Как повлияла западная культура на Ваше творчество?
- Я стала смелее работать с цветом, с линией. Я поняла, что не надо бояться самовыражения, а смело выражать то, что видишь, что у тебя на душе, потому что тогда получится искренняя настоящая работа. Вообще, на меня огромное влияние оказало искусство, которое я там увидела, для меня это было чем-то совершенно новым.
Я училась в университете Калгари по программе “дизайн интерьера” и там я встречалась с очень интересными людьми. Преподаватели открыли мне глаза на современное искусство, современных художников и вообще на то, что происходит в мире искусства. Это дало толчок к более яркому раскрытию себя.
- Я заметила, что в основном в работах Вы используете разбеленные оранжевато-красные цвета, они Вам больше всего нравятся?
- Я думаю, что у меня любимые синие, бирюзовые цвета. Видимо, у меня было такое спокойное, гармоничное душевное состояние, что это вылилось в такие работы. Потому что, когда я работала, я думала о Казахстане, у меня была ностальгия по родине, и вот это душевное тепло, наверно, отразилось в таких спокойных, пастельных цветах.
- ...То есть источником вдохновения послужил Казахстан?
- Да. Название выставки “Метаморфозы степи”. Я хотела сделать такое обозрение культуры, то есть я обратилась к культуре саков и скифов, пыталась проследить, как эта культура развивалась, как возник орнамент. Для меня это всегда будет большим источником вдохновения и идей.
Еще меня вдохновила казахская символика, потому что хочется показать на Западе, насколько у нас интересная культура, так как там о нас ничего не знают, кто-то может быть вспоминает, что был такой фильм “Борат” и все. Мне хочется быть своего рода послом, что-то рассказывать, показывать, объяснять, что у нас очень древняя интересная культура и искусство.
- Интересно, а что популярно в Канаде?
- Это зависит от города, от провинции. Например, в Калгари превалирует ковбойская культура, там любят пейзажи с ковбоями, с лошадьми. Также там очень любят современное искусство, абстрактные работы. Недавно я переехала на остров Ванкувер, где очень сильное влияние индейских племен, которые веками там живут, популярны виды океанов, кораблей.
У них очень хорошо поставлен туристический бизнес, и они очень хорошо показывают свое искусство через какие-то сувениры, печатную продукцию. То есть все настолько этим заполнено, что понимаешь, насколько здесь сильна эта культура. Все поставлено на коммерческую основу - там делают все: от кружек с индейскими рисунками до шарфов и открыток. Хотелось, чтобы и у нас это было более развито.
- Вы много знаете о западном искусстве, чего, на Ваш взгляд, не хватает нашим художникам?
- Хотелось бы, чтобы художники больше видели мировые тенденции, больше ездили на различные выставки, биеннале, потому что без этого можно просто зациклиться на чем-то своем, а надо все время развиваться, все время смотреть, чем интересуются в мире, какие развиваются тенденции. Также хотелось бы, чтобы у наших художников была возможность выезжать с выставками, общаться с западными художниками
- Скажите, Вам самой кто из художников нравится?
- Мне нравятся американские, канадские художники. В Америке есть замечательный художник Дейл Виттерроу. Он работал преподавателем искусства и истории, а рисовать начал, только когда вышел на пенсию, после того как переболел раком. У него произошел некий прорыв, поэтому его работы очень интересные. Он пишет живописные работы, а также совмещает живопись и цифровое изображение, что очень популярно.
Мы общаемся, переписываемся. Он заинтересовался казахским орнаментом, попросил меня привезти ему книгу об орнаменте. Вообще, его интересуют культуры разных народов - майя, мексиканских и американских индейцев.
Досье “НП”
Ализа Сулеева-Александр - график, художник-прикладник - родилась в 1977 году в Алматы. В 2000-м окончила Казахскую национальную академию искусств имени Жургенова.
В Казахстане провела персональные выставки: “Солнце на ладонях” в галерее “Тенгри-Умай” и в Турецком культурно-образовательном центре в 2001 году, в музее “Умай” имени Ж.Шарденова в 2002 году, “Суть невесты” в галерее “Тенгри-Умай” в 2003 году.
Принимала участие в таких международных проектах, как Международный фестиваль “Тюльпан и Человек” в Государственном музее искусств имени А.Кастеева и Международная выставка “Шелковый путь” в Музее современного искусства города Астана в 2001 году, Международный художественный фестиваль “Тенгри-Умай 2002” (“Открытый город”).
С 2005 года живет и работает в Канаде. |