|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК в Астане прошел вернисаж “Истории о мастерах венгерского искусства”, организаторами которого выступили Минкультуры РК, посольство Венгрии в РК и художественный фонд Габора Ковача KOGART. На выставке было представлено почти 140 работ графики, живописи и медальерного искусства. Все работы мастеров оказались посвящены истории и культуре Венгрии
Экспозиция была четко поделена на несколько частей. В первой экспонировались работы известных венгерских художников, представителей старой живописной школы - Миклоша Боршоша, Лайоша Салаи, Тибора Чернуша и Бела Кондора, обращенные к иллюстрации важнейших ценностей универсальной европейской культуры, таких как свобода, уважение прав человека, равенство, верховенство права и закона, приверженность к демократии, безопасности и правосудию. Несомненно, по мнению арт-критиков, в данных произведениях прослеживались нотки идеализма, поскольку европейские ценности всегда отличались некой утопией правильности представлений о добре и зле. Тем не менее один из выставленных художников - Мартон Такач - специально приехал на выставку, чтобы презентовать свои работы, рассказать о содержании картин коллег, представленных на вернисаже, и даже в знак благодарности за содействие в проведении вернисажа подарить несколько своих произведений Национальному музею РК.
Во второй части были отмечены такие имена, как Имре Семерети, Кристина Кокаи, Жужа Перели, Иштван Орос, Имре Кэрри и Петер Пруткаи, известные тем, что относятся к той плеяде художников, чьи творческие поиски проходили под влиянием Пиранези, Караваджо, Ван Гога и других европейских мастеров. Циклы их художественных работ были посвящены сказочному витязю Яношу, героическому подвигу защитников крепости Сигетвар, парафразам Джованни Баттиста Пиранези и Караваджо. То есть, как можно заметить, отражали некие направления европейского романтизма, корнями уходящие в прошлое наследие, пусть и несоизмеримо более величественное, которое представляло не только этапы творческой жизни художников, но и развитие их талантов от живого и ищущего к коммерчески привлекательному. При этом нельзя отрицать, что поздние салонные вещи были созданы их предшественниками с большим мастерством и энергично, так что даже камерные сюжеты оказывались выписаны с большой изобретательностью. Хотя памятников великолепного искусства Возрождения, в правление короля Матяша расцветшего в Венгрии под непосредственным воздействием итальянских мастеров, осталось совсем немного. Но те, что сохранились, несмотря на свою малочисленность и ущербность, дают верное представление о благородной красоте венгерской ренессансной культуры. И повторяются в произведениях современников. Которым, к слову, посвящена третья часть выставки, где снова оказались работы Мартона Такача, а также Жофии Варги, Риты Kешеяки и Риты Коралевич. Все они ценны экспериментаторскими поисками, сочетающими в себе изобразительные техники как прошлого, так и настоящего мастерства. И пусть их цветистость и яркость кажутся вычурными в сравнении с темными, землистыми тонами предыдущих работ, с сырым небом пейзажей, написанных под влиянием барбизонской школы, вся эта живописная школа повествует о том, какими новаторами могут быть художники, если они не прекращают экспериментировать. В качестве примера можно назвать работу “Пыльная дорога” с розовым красочным вихрем и белым пятном неизвестности, неожиданно отбрасывающим к поздним картинам англичанина Тернера.
Рядом с несколькими небольшими картинами в экспозиции оказались также и несколько пейзажей и композиций “в натуральную величину”. А еще картины-видения наследников Джотто, полные рафинированной живописности и своеобразной, фанатической, примитивной религиозности, которые помогают понять и полюбить этих мастеров. Что касается дня сегодняшнего, то среди многообразия поисков за последнее время в венгерском искусстве наметилось несколько направлений, по-разному подходящих к отображению действительности, причем это проявилось не только в живописи, но и в графике. Одно направление стремится к лаконизму и сдержанности живописного языка, композиционной и колористической строгости и четкости. Других художников увлекает более детальная разработка сюжета, композиционно их произведения более сложны, колорит их пестрее и раздробленнее. Однако, по мнению приехавшего венгерского художника Мартона Такача, “современная художественная жизнь Венгрии рассказывает об атмосфере неустанных исканий, творческом горении деятелей искусства. Чувствуется, что художники трудятся с громадной ответственностью и серьезностью, успешно изживая ошибки и недостатки прежних лет. Высокий уровень художественного мастерства, стремление быть полезным, овладение реалистической техникой, все это приводит к созданию произведений, обогащающих сокровищницу не только венгерского, но и мирового искусства”. И наконец, еще один раздел, который был представлен в экспозиции, - это медальерное искусство, где венгерские мастера решили проявить интерес к созданию в медалях образов писателей, композиторов, ученых как прошлого, так и настоящего. В этом нашли продолжение идеи известного художника Бени Ференци, который по праву считается основателем современного венгерского медальерного искусства. Следуя его канонам, одни мастера работают в традиционной академической манере, хотя и творчески их осмысливают, создавая самобытные образы. Другие пытаются более глубоко раскрыть черты портретируемого, что замечательно прослеживается в медали “Хэмингуэй”, где подтекст человеческих переживаний сливается с эмоциональной напряженностью образа, недосказанностью и в то же время подан необычайно пластично и объемными штрихами...
Астана |