|
Ольга Шишанова Известный казахстанский режиссер, народный артист РК, художественный руководитель Казахского государственного Академического музыкально-драматического театра имени Куанышбаева Талгат Теменов накануне празднования Наурыза поставил на сцене столичного театра лирическую драму Чингиза Айтматова “Лебединые слезы”. По словам именитого мэтра, у него получился настоящий гимн любви, воплощенный в образах степных красавиц Бегимай и Джамили, а сам спектакль, по его словам, посвящен тем, кто любил, любит и будет любить
- Талгат Досымгалиевич, как долго вы вынашивали идею постановки этого спектакля? - Я уже ранее ставил Чингиза Айтматова “Тополек мой в красной косынке” на сцене Алматинского ТЮЗа, там же я ставил его произведение “Пегий пес, бегущий краем моря”, еще я - лауреат международной премии имени Ч.Айтматова, да и вообще у меня по жизни отношение к этому писателю сокровенное, святое, можно сказать. Он величайший мастер, гений просто. И как бы далеко я ни уходил в своих творческих поисках, все равно возвращаюсь к Айтматову. Вот и здесь у меня была задумка воплотить по-своему его тексты, потому что нигде, ни в одном театре не было даже попытки поставить отдельно истории Бегимай из “Дольше века длится день”. О “Джамиле”, правда, было несколько театральных постановок, точнее, их попытки. Но такого ракурса, чтобы смонтировать вместе Джамилю и Бегимай, не было, вот я и сделал это сам. Как сказал мне переводчик Шерхан Муртаза, если бы все это видел Айтматов, он бы остался довольным. Так что я рад тому, что осуществил задуманное. На протяжении двух месяцев у меня не было ни одного выходного дня, я занимался этой постановкой с утра до вечера, без суббот, воскресений и праздников. И пусть у нас пока небольшая сцена, но и в небольших помещениях тоже рождаются шедевры, способные производить катарсис в душах зрителей.
- Из чего складывается ваш творческий день как театрального режиссера? - Я много работаю. Параллельно в эти дни на канале КТК показывалась моя картина, многосерийный фильм “След на воде”. В Казахстане сегодня много сериалов, ситкомов, но я предпочел создать 12-серийный художественный фильм. Так что март для меня оказался премьерным месяцем и в кино, и на сцене. Кроме того, я являюсь художественным руководителем театра, занимаюсь его репертуарной политикой. Ведь это академический театр, это столичный театр, это театр номер один в Казахстане, и я должен поднять его художественный уровень. Согласитесь, уже приятно было получить в конце прошлого года “Золотого витязя” на Московском международном театральном фестивале, где из 120 приглашенных театров мы оказались лучшими, завоевав Гран-при. Причем была отмечена не только моя режиссерская работа, но похвалы и золотых дипломов удостоились артисты нашего театра. Для меня это огромная честь, которая обязывает еще больше работать. - Как вы подбирали актеров на столь непростые роли в нынешней постановке? - Во-первых, я хочу сказать о Куандыке Кыстыкпаеве, который недавно получил звание заслуженного деятеля РК, он играл еще в моей постановке “Летят журавли”. Снимался, как вы знаете, он и в интернациональном фильме о разведчике Касыме Касенове, приуроченном к 70-летию Великой Победы. Он вообще очень трудоспособный и трудолюбивый, что мне как режиссеру очень импонирует. К своей работе этот артист относится очень скрупулезно и ответственно. Его коллеги, которые вместе с ним оказались на сцене в премьере, те, кому от 30 до 40 лет, тоже по-настоящему сегодняшние “ум, честь и совесть” и золото нашего театра. По всем параметрам они “тащат” театр вверх - в профессиональном отношении, по таланту, по обаянию, и по отношению к своей работе. Актрисы, которые играют Бегимай и Джамилю, они разные - и по возрасту, и по темпераменту, и по задачам, которые я перед ними ставлю в постановке. Объединяет их одно - любовь каждой из них к своему мужчине, разная, но искренняя и честная в любом случае. Кстати, это одно из первых произведений Чингиза Айтматова, настоящий гимн любви. Об этом же и спектакль, в котором задействовано 40 человек, работающих просто в унисон. - Чем отличается эта постановка от других? - Во-первых, музыкальная часть, я считаю, это как один из главных участников спектакля, когда музыка выступает в качестве персонажа. Я долго искал песню для постановки, которая бы подходила под произведение Айтматова, а потом мы очень много времени потратили со звукорежиссером на ее обработку - туда добавлено звучание хора, причем поют артисты нашего театра. Во-вторых, мой предыдущий спектакль, когда я приехал сюда в качестве художественного руководителя, - “Летят журавли”, его я ранее поставил под названием “Соловьиная ночь” на сцене Алматинского ТЮЗа в 2007 году, и у меня, можно сказать, была на него определенная заготовка. А вот спектакль “Лебединые слезы” я создавал буквально с нуля, ведь в нем очень много сцен, которых у Айтматова не было. Например, из одной строчки я делал почти три сцены. Потому что я считаю, что такой гений, каким был Чингиз Айтматов, очень много вещей держал в уме при написании своих произведений, а мне осталось только реализовать это, прочтенное у него между строк, как драматургию. Ведь законы сцены несколько иные, нежели законы литературы. В-третьих, это те моменты, которые не развернуты у Айтматова, особенно финальные, идут у меня камертоном, который поддерживает эмоциональную часть спектакля. - Говорят, что нормальный режиссер никогда не будет связываться с детьми и животными. Но в вашей постановке дети не играют на сцене, они просто на ней живут... - Дело в том, что я всю свою режиссерскую жизнь работал с детьми. Пример - такие мои фильмы, как “Где ты, Чапай”, “Торо”, “Волчонок среди людей”, подростковые спектакли “Станция любви”, “Бегущая мишень”. В мае на экраны выходит моя кинокартина “Маленький принц большого города”, где главную роль также исполняет шестилетний мальчик. Поэтому скажу только, что у меня есть определенный опыт работы с детьми - и с животными, кстати, тоже. Действительно, это очень сложный процесс, но когда ты знаешь, как найти подход к сердцу маленького актера или к характеру животного, ты даешь им возможность раскрыться. И я умею это делать.
Астана |