|
Ольга Шишанова В столичном Музее Первого Президента в преддверии праздника Наурыз состоялся персональный вернисаж молодого скульптора, мастера декоративно-прикладного искусства Жанны Нугербековой под девизом “Линия красоты”. Выставка организована в рамках проекта музея по поддержке творческой молодежи “На крыльях надежды”
- Жанна, вы учитесь в знаменитой “Репинке” в Санкт-Петербурге, а первый персональный вернисаж - вот он тут, дома... - Я родилась еще в Целинограде. Закончила столичную детскую художественную школу клуба ЮНЕСКО. И уже со школьных лет принимала активное участие в республиканских и международных фестивалях, конкурсах и выставках художественного творчества. Например, неоднократно была участницей республиканского конкурса детского творчества “Туған жерім”, а в числе моих достижений - I место по результатам международной выставки-конкурса современного искусства “Казахстанская неделя искусств” в номинации “Круглая скульптура классическая”, грант Фонда Первого Президента РК по реализации дипломного проекта “Толқын әуені”, диплом I степени “Международной недели искусств”, 2-е место в Международном фестивале деревянной архитектуры. Участвовала я и во многих выставках в Казахстане и России. Но, как вы заметили, сегодня в Астане - моя первая персональная выставка.
- Из Санкт-Петербурга в Астану? - Действительно, сегодня я студентка 4-го курса Санкт-Петербургского Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина по специальности “Скульптура”. Смею сказать, что учусь и вроде бы уже умею неплохо владеть многими техниками, работаю с самыми разнообразными материалами - от бумаги и льда до гипса и бронзы. На моем первом вернисаже “Линия красоты”, как вы видите, представлены скульптуры из бронзы, папье-маше, рельефы, выполненные в технике “гальванопластика”, а также любимые мной орнаменты. В каждой работе я постаралась выявить особую духовную связь художника с казахскими национальными традициями, лирическим наследием степи так, как я это понимаю. Не случайно, как мне сказали, в этот весенний, праздничный месяц именно мне выпала почетная роль открыть выставочный сезон Музея Первого Президента РК 2016 года.
- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее... - Здесь представлены мои пробы, мой, как говорят искусствоведы, удачный опыт, который выразился в образах из бронзы и камня того периода, когда я жила и творила в Алматы. Остальные работы занимают то поле, то пространство, в котором я постаралась неординарно и нестандартно их разместить. Мне говорят, что я довольно романтичный человек, что необходимо для творческой личности, и в то же время я довольно реалистично вхожу в ту нишу казахстанского искусства, которая, и правда, сегодня очень мало представлена. А с точки зрения линии женщины в искусстве я стараюсь пропагандировать ту самую линию красоты, которая выражена в моих скульптурных работах. Она не прекращается, а продолжается в моих настенных произведениях своеобразной эстафетой, которую от скульптур перенимает орнамент, и так далее, пока все вновь не возникнет в новом панно или снова не перетечет плавно в круглую скульптуру. При этом я очень люблю сочетать самые разные материалы: дерево, ткань, металл и пластик, например. - Трудно ли быть скульптором? - Должна сказать, что мы немного замкнутая каста. Скульпторы - это такие люди, которые должны очень много времени отдавать материалу. Скульптура в отличие от живописи - это многоэтапная работа. Живописец берет холст, крепит его на станок и может приступать к работе. У нас же, если скульптура вылеплена, когда от эскиза пройдены все этапы до конечного результата, перед началом работы еще делается каркас. Потом идет формовка глины, если большая работа. Либо формовка в гипсе, и не единожды. Если же работа из бронзы, то еще васковка, а потом уже литье. Для того, чтобы добиться какого-то оттенка металла, например, позеленить бронзу, выбираешь внимательнее уже тот же состав кислот, температуру нагрева или охлаждения, применение чернения. - Почему вы все-таки решили стать скульптором? Ведь девушка-скульптор в казахстанском искусстве, согласитесь, редкость... - Наверное, это редкое явление для всего мира, потому что скульпторов-женщин изначально было немного, ведь скульптура - это физический труд, и потом - нужно очень много терпения, чтобы скульптура появилась в конечном результате, и необходимо пройти все эти этапы. А началось все с того, что мои два брата, которые намного меня старше, с самого детства приучали меня к своим занятиям лепки каких-то солдатиков, фигурок спартанцев, жуков. Меня впечатляли их рассказы о прочитанных “Илиаде” и “Одиссее”, их объяснения того, из каких клеток и атомов состоит мир, почему мы видим Млечный Путь... И все это они старались передать в лепке. Когда же я пошла в художественную школу, о чем говорила выше, то начала с живописи, композиции и графики, однако любовь к лепке взяла свое. Я просто наслаждалась теми мгновениями, когда выполняла задание учителя по этому предмету.
- В ваших работах много зооморфных мотивов, стилизованных под скифо-сарматский и скифо-сакский стили... - По моему мнению, в этом стиле выражено наследие наших предков. А еще - впечатление от неба Тенгри. Когда я приезжаю в Астану, каждый раз удивляюсь, какое оно бесконечное здесь, олицетворяющее вечность, и, как ни странно, именно оно меня возвращает в те времена звериного стиля, в дуальность восприятия черного и белого, плохого и хорошего. А ведь в зверином стиле тоже две стороны медали, есть хищник и жертва, это законы мироздания, которые нужно не только принимать, но и уметь воспринимать каждой клеточкой своего существа. Только в этом случае можно добиться красоты и гармонии. Нужно уметь быть благодарным за все Всевышнему и уметь использовать все эти проявления во благо.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |