Ольга Шишанова Искусство казахстанского балета все больше становится популярным за рубежом - приму-балерину столичного театра “Астана Опера” Айгерим Бекетаеву пригласили выступить в рамках испанского тура с труппой Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана
По словам самого художественного руководителя театра Бориса Эйфмана, Айгерим Бекетаева - техничная и самобытная танцовщица, подлинный профессионал. Но главное, она способна исполнять хореографический репертуар его театра и органично чувствовать себя в нем. Многие артисты, обладающие хорошей классической базой, оказываются не готовыми к совершенно новому для них пластическому материалу. Но только не Айгерим Бекетаева, которая действительно достойно освоила сложнейшую технически и психологически партию Камиллы в балете “Роден”, постановка которого до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире. И более того, казахстанская балерина привнесла в нее свежие интонационные оттенки.
Напомним, что в этом балете, где камертоном являются жизнь и любовь Родена и Камиллы Клодель, посредством языка танца рассказывается удивительная история двух художников, в сложном, невероятно драматичном союзе которых все сплелось воедино - страсть, ненависть, творческая ревность. Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обретать новый стиль и создавать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращалась в великого мастера. Красота, молодость, гениальность - все это было принесено ею в жертву возлюбленному. Сам Эйфман считает, что в новом балете отражены тоска Родена по своей музе, муки его совести и порожденный душевным недугом, насыщенный болезненными наваждениями бред Камиллы, вернее - той безумной Эринии, в которую превратила ее безжалостная судьба. “На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии - обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений - вот к чему стремился я, сочиняя новый балет”, - говорит мэтр.
Между тем пару лет назад Айгерим Бекетаева уже выступала с труппой этого театра в Лондоне и Будапеште. По ее словам, “танцевать в британской столице - признанном мировом центре современной балетной жизни - всегда настоящий экзамен, и артисты труппы с честью выдержали его. Искушенные лондонские зрители аплодировали стоя, а местные критики высоко оценили мастерство исполнителей”. В тот раз партнером Айгерим Бекетаевой стал солист театра Бориса Эйфмана Дмитрий Фишер, танцующий партию Родена. “Мне кажется, им удалось образовать на сцене единое пластическое и драматургическое целое. Поэтому в этот раз в Испании вместе с Айгерим также будет танцевать Дмитрий”, - подтвердил Борис Эйфман. В свою очередь Айгерим Бекетаева заметила, что она и сегодня поддерживает с коллегами этого театра хорошие отношения, переписывается, радуется успехам труппы, они тоже следят за ее творчеством, поздравляют с премьерами. “Второе приглашение - это, несомненно, показатель того, что казахстанский балет, мастерство наших артистов находится на высоком уровне. Ну а партия Камиллы - одна из самых моих любимых”, - подчеркнула Айгерим.
На вопрос, каковы составляющие успеха спектакля, Борис Яковлевич отвечает, что “Искусство Родена принадлежит всему человечеству, и великий ваятель в своих работах гениально исследовал те движения души, которые будут понятны аудитории любой эпохи и любой страны. Древний и мистический язык танца также универсален. Он выступает средством объединения людей разных культур, религий и политических воззрений. Поэтому для меня нет ничего удивительного в том, что балет о французском скульпторе, созданный в Петербурге и исполняющийся в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Москве, Астане и других городах, неизменно имеет большой успех у зрителей”. Не случайно искусствоведы утверждают, что “Роден” Бориса Эйфмана - это масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя при этом уникальный пластический язык современного психологического балета, блистательно отточенный хореографом в его предыдущих спектаклях - “Онегин”, “Чайка”, “Анна Каренина” и “Русский Гамлет”, Эйфман не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Камиллой в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии самого творческого процесса.
Фото Карлы Нур
Астана |