|
Ольга Шишанова В столичном Российском центре науки и культуры сегодня открывается вернисаж международной фотовыставки “Женские лики. Мир и радость”, на котором представлены работы фотохудожников из Казахстана и Украины
Как рассказали организаторы, это первый совместный проект трех фотохудожников, которые на самом деле являются людьми разных профессий - казахстанского архитектора Анели Айбасовой, кандидата экономических наук Алии Егизбековой и магистра прикладной математики из Украины Виталия Щербакова. Идея выставки родилась у Анели Айбасовой, которая рассказала, что ее и коллег по творчеству действительно многое объединяет и происходит тонкая взаимосвязь, которая как раз-таки проявляется в видении и восприятии мира. Нужно сказать, что у Анели уже есть опыт в проведении выставки - она была куратором выставки к юбилею своего отца, известного казахского архитектора и признанного фотохудожника. Вот и нынешняя ее идея была с радостью принята Виталием Щербаковым и Алией Егизбековой. Но встал вопрос о реализации задумки, для чего понадобилось пять месяцев исканий. За это время был сделан отбор работ для реальной выставки. И, поскольку первоначальное количество работ было огромным, приняли решение сделать экспозицию виртуальную. Затем искусство было решено нести в массы.
Первый этап выставки состоялся в Украине - в ноябре прошлого года. Затем экспонаты из Никополя, города богини победы, после двухмесячной выставки в местном краеведческом музее прибыли в Астану. Таким образом, Казахстан принял художественную эстафету “символов радости и любви” от Украины, а второй этап выставки получил название “Радость приносящие моменты”. Кстати, выставка является международной не только потому, что объединяет творчество разных стран, но и потому, что работы авторов были созданы ими во время путешествий в другие страны. Авторы нынешней экспозиции предлагают посетителям на некоторое время отвлечься от своих забот, посмотреть на мир по-новому - искренне, непосредственно, с воодушевлением. В зале, где размещены экспонаты, кроме близких и знакомых видов родного города встречаются живописные пейзажи Киргизии, Прикарпатья и Закарпатья, представлены красоты экзотического Крыма и урбанистические фото интересных архитектурных ансамблей Казахстана, которыми тоже можно полюбоваться. Но главное, в сюжетах фоторабот преобладают созерцательное отношение к окружающей авторов красоте и стремление поделиться этим со зрителем. Ну а что может быть интереснее для настоящего художника, чем женский образ, воспеваемый веками - независимо от возраста, от окружения, остающегося в кадре неизменным, как, например, в фото под названием “Женщина природу не портит”. При этом раскрывает и затрагивает в зрителе такие его глубины, о которых он зачастую и не подозревал. Вот и направление замысла авторов этой выставки состоит как раз в том, чтобы пробудить у кого-то неожиданное чувство, а кому-то просто напомнить о той сени, которая всегда над нами - оберегающая, поощряющая, призывающая. А еще стать соучастниками переживаний красоты чудесных и радостных моментов вместе с теми женщинами, которые вроде бы незримо и неизменно присутствуют в окружении. Когда глядишь на представленные экспонаты, вспоминаются размышления немецкого философа Петера Слотердайка о “клиповости мышления”. Например, если выстроить в пространственную структуру экспонаты Алии Егизбековой, то никопольские работы образуют “ствол”, а коллажи, совмещающие по несколько фото, предстают “кроной”. Это выглядит как некое развитие самой выставки, создавая геометрическую аллюзию следующего этапа, который собирается получить развитие в Алматы. Там, где выставка получит свое завершение. Именно поэтому “крона” по замыслу самих фотохудожников имеет больше пространства для своего развития, для осмысления сюжетов, их связей между собой и значения для вдумчивого зрителя.
Кстати, все места и люди, показанные в работах, находящихся здесь, были сфотографированы авторами в течение большого временного диапазона - почти на протяжении 20 лет. Любопытно, что в начальный период съемок сами фотохудожники не имели даже представления друг о друге. И совсем недавно произошла встреча двух женщин-авторов в Алматы, куда из столицы приехала Алия Егизбекова. “Всякий раз происходило одно и то же. Игра света. Свет освещал некую часть пространства перед человеком с камерой; сюжет, цвет или что-то иное привлекало человека. То есть свет уже проникал во внутреннее пространство. Палец нажимал нужные кнопки, и свет попадал на пленку, матрицу фотокамеры либо камеры мобильного телефона. Дома снимки перемещались в компьютер. Потом над ними колдовали и делились с такими же художниками и друзьями. Интернет делал свое дело и передавал снимок в другое место. Это мог быть другой город и даже другая страна”, - говорит она. Потом наступал момент соединения особым образом отобранных снимков. Когда в голову приходила мысль поделиться с теми, кто не имеет возможности посмотреть фото в компьютере, да и сменить формат представления фото, художник шел его печатать на бумаге либо на холсте. “И вот собрание таких печатных работ сейчас перед вами. Свет продолжает свою работу и переносит образы с бумаги в ваши умы и сердца. А вы уже с привлечением своего жизненного опыта размещаете полученные образы в своих внутренних пространствах. Я уверена, что, вспоминая сегодняшнее посещение выставки через пару недель, вы уже будете расходиться во мнениях о том, что вы видели. Потому что каждый видел свое, присущее только ему, окружение. И вызывало это окружение у каждого уникальный поток чувств и сознания. А сейчас вы находитесь на самой вершине усеченного конуса с криволинейной поверхностью, которая обнимает границы съемки - от северо-запада до далекого юго-востока. И эти 46 работ - некое сфокусированное пятно, собранное для вас”, - заключила Алия.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |