|
Ольга Шишанова В столичной галерее “Хас Санат” открывается выставка известной казахстанской мастерицы, заслуженного деятеля культуры РК Нэлли Бубэ, которая вместе с художником Амандосом Аканаевым является родоначальником целой художественной династии
За плечами автора этой выставки большой творческий опыт иллюстратора детских книг и многочисленных вернисажей, из которых почти 25 - персональные в Казахстане, а также в Швейцарии, Франции и Норвегии. Нынешняя выставка оказалась посвящена культуре и быту кочевников - основной теме в творчестве автора, которой Нэлли Бубэ остается верна в течение многих лет. Если говорить о самих работах, то ключевым произведением выставленной экспозиции является, пожалуй, триптих “На Великом шелковом пути”, где автор пытается передать зрителю атмосферу, царившую на этом пути в те далекие времена, руководствуясь не только изученным историческим и культурным материалом, но и собственным воображением. Обращение к этой теме, по словам художницы, не случайно, ведь именно Шелковый путь был той артерией, которая питала культуру народов Евразии, давала возможность обмена духовными и материальными ценностями, способствовала развитию экономических отношений. Вот и многообразие мира кочевника в произведениях Нэлли передано чередой ежедневных событий, отображающих размеренное течение жизни. Это подготовка к встрече гостей и праздничный дастархан, угощение чаем и кумысом под плавную мелодию домбры, медитативный процесс ткачества и валяние шерсти, качание колыбели и тихие напевы. Композиции бытовых сцен, выстраиваясь в общую линию, создают лирическое повествование о повседневности, где неоценимо значение каждого мгновения.
Внимательное отношение к костюмам, головным уборам, предметам традиционного быта, щедро наполняющим композиции, создают атмосферу погружения в далекое прошлое казахского аула. А еще Нэлли Бубэ постоянно обращается к изображению юрты, порой совмещая в одном произведении и ее внешний облик, и интерьер. Важную роль в таких композициях художницы играет орнамент, придающий декоративность и национальный колорит. Да и вообще орнаментальные мотивы в творчестве Нэлли проявляются в композиционном построении, в характерном использовании мотивов-повторений, в осознанном упрощении изображения или сведении его к знаку-символу. Орнамент же при этом может быть как центром композиции или вспомогательным элементом, так и несущим в себе энергетический посыл благопожеланий. Другие работы автора, такие как “Казахская свадьба”, триптих “Материнство”, диптих “Веретено”, лишь дополняют рассказ о традиционном укладе жизни кочевников. Тогда как картина “Наурыз” - символический образ единства народов Казахстана. Это дерево, где каждая птица может свить свое гнездо, а под ним - многонациональная семья, отмечающая древний праздник, возрожденный после обретения Казахстаном независимости. Наряду с крупноформатными произведениями на выставке представлено и более 30 небольших сюжетов, образующих циклы “Кимешек”, “Кумыс”, “Наскальная живопись”, “Восточные сосуды”. Надо сказать, что вообще все картины Нэлли Бубэ сложные по структуре, часто выполнены в мозаичной смешанной технике с применением коллажа, рельефной пасты и лессировок золотом, которая придает работам особую глубину и торжественность. Зачастую на приглушенном золотистом фоне яркими цветовыми акцентами выделяются отдельные фигуры и детали. А в глубине этого светоносного пространства проявляется монохромная архитектура древних восточных городов, внося ощущение их вневременности, отстраненности от всего суетного, проходящего, сиюминутного. Обращается художница и к зооморфным мотивам, выполняя их из металлических и деревянных предметов, причем сознательный отбор автором нехудожественного отработанного материала подчеркивает экологическую направленность ее выбора. Однако любая фигура в картине имеет четкий абрис, выделяющий ее на светлом фоне, словно это вложенный в оправу драгоценный камень, пусть в некоторых работах художница и использует приемы, характерные для средневековой книжной миниатюры, и даже элементы иконописной традиции: фризовые композиции, триптихи, локальные цвета, золотой фон, принцип складня.
Присущие почерку художницы декоративность, плоскостность, орнаментальность позволяют ее образам органично и легко ложиться на поверхность произведений декоративно-прикладного искусства, в частности, ставших популярными казахстанскими сувенирами: чашек, пиал, тарелок. А дальнейшее увлечение иконописью закономерно приводит к библейской теме, где основной акцент сделан не столько на религиозные, сколько на общечеловеческие ценности. Так, постоянная тяга к поиску побуждает художницу экспериментировать с пространством и формой. Нередко изображению становится тесно в границах рамы, и некоторые фрагменты вырываются за ее пределы, а возникшие пустоты встраиваются в другую конструкцию. Иногда, наоборот, привычная прямоугольная форма картины видоизменяется, становясь сложным многоугольником или принимая форму округлого тондо. Да и увлечение фактурностью заставляет мастера не ограничиваться пределами плоскости, а выходить в трехмерное пространство. Порой это проявляется на уровне фактур сродни гобеленовому плетению, которые художница создает с помощью специальной пасты различной консистенции, причем собственного изготовления. Но иногда рельеф начинает главенствовать, подчиняя себе плоскость картины, и живописное пространство становится объемным. Каждый компонент - цвет, фактура, форма - превращается в инструмент, исполняющий свою партию, а взаимодействие отдельных мелодий рождает полифоническое звучание всего художественного образа на картине. Не случайно задачи, которые художница ставит перед собой на каждой выставке, - это передать с помощью своих произведений, сохранив и приумножив, общечеловеческие ценности: гостеприимство, гармонию с природой и животным миром, мастерство народных умельцев, особые этику и эстетику быта.
Астана |