|
Ольга Шишанова В Астане открытие новой художественной галереи Академии художеств РК ознаменовалось презентацией групповой выставки “Қансоңар”, на которой оказались представлены лучшие работы казахстанских мэтров искусства
Название вернисажа было выбрано не случайно. Только что открывшаяся галерея и впрямь оказалась похожа на еще чистый лист бумаги, на котором искусство только-только начинает писать свою историю. И тут же на память приходят удивительные слова мудрого Абая, по описанию которого “Қансоңар - это белый-белый девственный снег, чуть розоватый от лучей восходящего солнца, потому что вчера вечером и ночью в степи был буран, мело по всей земле, во все пределы, а сегодня утром вот он лежит, белый снег, сверкает на солнце, и по этой утренней сверкающей степи едет охотник с беркутом”.
На фоне таких поэтических строк вниманию зрителей и ценителей прекрасного были представлены работы художников и скульпторов республики, таких как Амандос Аканаев, Сембигали Смагулов, Елена Ралина, Токтар Ермеков, Актоты, Тлеужан Батанов, Асем Абдуллаева, Адильгали Баяндина, Абай Чунчалинов, Бакытнур Бурдесбеков, Ботагоз Аканева. Говорят, что каждая выставка - это открытие, причем открытие себя и “другого” мира. Оказываясь на выставке, вы оказываетесь в абсолютно другом мире. Этот мир не только прекрасных картин или скульптур, это мир, живущий не параллельно, а вместе с нами, и обладающий своей собственной генетической и образной памятью. Вот и в представленной экспозиции мастера живописи и скульптуры решили поделиться самым соткровенным в своем творчестве о “лунной и женской” и “солнечной и мужской” системе мироздания, о Тенгри и Умай.
И оказалось, что в художественных произведениях мэтров все просто и сложно одновременно - казахи, будучи потомками своих предков-кочевников, впитывают в себя ощущение времени и пространства, сакральность природы, знаков-символов, духовные ценности. Ведь кочевник не только следовал за своим табуном, двигаясь по спирали, он создавал вокруг себя целые миры, повествуя о них в изображениях, музыке и танцах. Все имело свое значение, свое внутреннее духовное “я”. Это философия предрелигии и пострелигии, глубинное обобщение человеческих миров с миром реальности. Искусствоведы и вовсе считают, что здесь нет вовлечения в мир отношения человека с человеком, и это же и есть связь человека с человеком. А осмысление происходящего вне сознания и есть само наивысшее сознание. Философы и вовсе бы утверждали, что здесь, в представленных работах, нет дуальности мира, но есть мир как единое целое без разделений на черное и белое, правое или левое, и это просто прикосновение к истине. Вот и приходилось зрителю расшифровать те коды, которые были созданы Творцом и воспроизведены мастерами на картинах и в скульптурах, а еще подключиться к всеобщей мысли и чувствованию, наслаждаясь всем тем прекрасным, что было создано для каждого. Например, известный художник Сембигали Смагулов, чьи картины представлены на выставке, считает, что “для художников высшее наслаждение - это сам процесс работы. Не обязательно написать хорошую картину. Когда я пишу, я от жизни требую только жизни, ничего больше. Пусть все идет как идет. Художника рождает народ, из тысячи - одного. И ему незачем думать, почему он художник. Если человек родился художником и это его призвание, он во что бы то ни стало должен реализовать себя. Искусство - это высшая человеческая функция, оно влечет человека к небу, это такие тончайшие энергии... Мы их ощущаем, когда читаем великих - Гете, Абая”.
По-иному видит мир Елена Ралина, о которой говорят и пишут, что ее картины сродни рубенсовским, что это “художник, чьи картины через годы будут стоить миллионы”, что она “признана во всем мире”. “Гениальных людей в мире единицы, а вот одаренные - все. Человеку нужно только помочь раскрыться. В Европе художник - это мощная специализация, там для поступления на каждый вид дизайна нужно предоставить соответствующие специфике работы, из лучших кандидатов профессор отбирает только четыре-пять человек, которых затем сам и учит. К тому же в каждой стране свои требования. В Милане, например, на моду-дизайн надо сдать 20 работ, в Риме - пять, в Париже - 12. Но абитуриенты должны уметь раскрепоститься, критически посмотреть на ситуацию, реально оценить ее, а у нас этому не учат. И еще там нужны разносторонние знания по профилю”, - считает Елена. Амандоса Аканаева считают основателем стиля “нетрадиционализм” и технологии рельефной живописи, которая была внедрена им впервые в станковые произведения. Кроме того, он основатель школы “Династия Аканаевых”, помимо всего прочего умеющий органично ввести в живописную ткань элементы скульптуры из металла, текстиля, дерева и не забывающий об участии в проекте “Курганы комплексы и каменные изваяния номадов Казахстана”.
Бакытнур Бурдесбеков и Абай Чунчалинов - художники, разноплановые по тематике, колориту, построению композиции, в целом и по манере письма, но есть в их работах и нечто общее: отказ от строгой академичности в пользу свободно парящей кисти. Свежесть красок и пластических решений, новизна трактовки и трепетность художественных образов - все это, несомненно, достоинства их творчества. Это не всегда чистая абстракция, многие работы фигуративны, но при этом не являются иллюстрациями окружающего мира. Картины многое оставляют “за кадром”, приглашая зрителей додумать сюжет, мысленно дочертить линию, дорисовать картинку в собственном воображении. И, наконец, Тлеужан Батанов - один из самых заслуженных казахстанских мастеров, который предпочитает “керамические” материалы в скульптуре - терракоту и шамот. Его терракотовые композиции напоминают о традициях древнего искусства керамики и неизвестных мастерах-гончарах. Они очень выразительны, а выбор героев и сюжетов композиций “Абай”, “Лев Гумилев”, “Голос века”, “История Астаны”, “Мелодия степи” говорит об умении скульптора мыслить образно, перспективно, точно улавливая и передавая причудливые ритмы нашего времени.
Астана |