|
Ольга Шишанова Куклы, в которые играют люди В Астане состоялся показ уникальной выставки авторских коллекционных кукол из России, своим мнением о которой в эксклюзивном интервью “НП” поделилась одна из организаторов вернисажа психолог Елена Чурилова
- Елена, с чего началось собирание кукол в этой коллекции? - Все началось довольно прозаично - как собирание кукол для маленькой дочери коллекционера, попросту говоря, красивых игрушек для развития эстетики ребенка. Постепенно начала формироваться сама коллекция, и сегодня в ней насчитывается около 160 кукол. Первой куклы, как таковой, пожалуй, не было. Это были маленькие плюшевые игрушки, правда, тоже коллекционные, которые и дали старт приобретению всех остальных. А еще плюшевый большой медведь - этакий Балу. Идея нынешней выставки зрела с осени прошлого года, сейчас она реализовалась показом в Астане. Возможно, позже мы расширим географию показов. - Как увлечение перешло в собирание коллекции уже практически на профессиональном уровне? - Приходилось знакомиться с творчеством художников, изучать инстаграммы многих из тех, кто изготавливает коллекционных кукол. Во множестве посещать выставки-галереи, которые затягивали в мир кукол еще больше и в то же время прививали определенные профессиональные навыки отбора. Все сегодняшние приобретения и были таким образом включены в коллекцию - после посещения кукольных галерей. Открою секрет - каждая из кукол стоит от трехсот тысяч тенге и выше. Очень много времени уходит на ее изготовление, самое меньшее - год. Но я скажу, что не все в таких вещах измеряется деньгами, потому как любая кукла - это художественное произведение. Ее ценность не столько и не только в ней самой, а в технике ее изготовления, деталях этой техники. Это такие, казалось бы, мелочи - для всех, только не для коллекционеров - как шарнирное изготовление, гибкость и количество суставов, как одежда, как то, из чего она изготовлена, так же, как и аксессуары. Вообще, коллекционная кукла - это деталь, образно говоря. И коллекционеры-кукольники эти детали видят. Например, лицо у куклы фарфоровое. Но фарфор может быть разным - прибалтийским, японским, китайским, испанским. Это нюансы, которые и определяют, по большому счету, ценность куклы как произведения.
- Сколько времени насчитывает история коллекционирования кукол? - Этому явлению более двух веков. Сегодня сложно сказать, что послужило началом, но большинство искусствоведов сходятся во мнении, что такое коллекционирование пошло от монархов. Они коллекционировали своих кукол, свое платье, которое часто было неразделимо с манекеном, а уже от манекенов пошла кукла. Достаточно сравнить представленные на нынешней выставке экземпляры: например, кукла Алиса, ценность которой не только в ее наряде, но в исполнении из определенного сорта фарфора ее лица, умелой передачи мастером его выражения. Если взять несколько маленьких игрушек - лошадей, их ценность в том, что они изготовлены на специальных шарнирах, кстати, европейские коллекционеры очень любят подобного рода куклы. Но называется она в их профессиональном обиходе не просто кукла, а чердачная игрушка, поскольку на чердаке, не удивляйтесь, играют только взрослые люди, но никак не дети. Дети играют только в детских комнатах. - Какие экземпляры кукол вы представляете на кукольном вернисаже? - Куклы-игрушки, которые вешаются на елку, куклы, которые предназначены для приватных комнат, там очень много интересных и необычных направлений, представленных в куклах, не случайно цель выставки - подарить всем кусочек красоты, чтобы немного изменить мировоззрение посетителей, сделать их добрее.
- Где искусство коллекционирования кукол представлено более всего - в каких странах, в каких городах? - В России это такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Иркутск. Коллекционер, куклы которого представлены на нынешней выставке, живет в Караганде. Но авторами кукол являются российские художники-кукольники. Это Ирина Андреева, сестры Поповы, Тамара Пивнюк и многие другие - по сути, коллекция представлена более чем 40 авторами. - Чем отличается коллекционная игрушка от деревенской, которая когда-то была в деревнях, выполняя двойную функцию: с одной стороны оберега, с другой - просто игрушки для ребенка? - Есть и разница, и сходство. И та, и другая могут быть оберегами. Но коллекционную куклу создает профессионал-художник, и она всегда в единственном экземпляре. Повторов не бывает. Приобретая такую куклу, вы становитесь владельцем этого экземпляра, но поскольку она “проявлена” в галерее, все коллекционеры будут знать, у кого она находится, а ее ценность - в ее эксклюзиве. Плюс сегодня в этом плане диктует моду Европа, где очень модно в последнее время украшать свои дворцы авторскими куклами. Возьмите хотя бы Букингемский дворец, в котором ежегодно на четыре месяца распахиваются двери для посетителей выставки королевских платьев и королевских игрушек.
- А деревенская кукла? - Это все-таки кукла-игрушка, это народное творчество. И она является проводником мудрости предыдущих поколений. Соприкасаясь с такой куклой, человек меняет отношение к себе и делает все, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. И потому такой экземпляр несет больше смысловой нагрузки - как оберег, как отражение состояния того, кто ее делал, не побоюсь сказать, что эта кукла больше “человеческая”, родная, необходимая по жизни. Тогда как коллекционная кукла - это украшение, даже интерьерное, если хотите. Смею предположить, что та же Астана - вся в куклах. Любой памятник - это, прежде всего, кукла. Например, статуи лошадей, которые украшают город. Просто они из мрамора, бронзы и тому подобных материалов. Но корни-то уходят в древнюю потребность человека жить в красоте. Про дом и говорить нечего - куклы сопровождают нас повсюду. Скажу больше, куклы - это наша жизнь. Они украшают, помогают, направляют. Кстати, на выставке проводятся мастер-классы, где любой желающий может освоить производство любых кукол, в том числе народных, узелковых.
Астана |