ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Танец как судьба Культура

Асель Мусинова
Признанному мастеру отечественной хореографии заслуженному артисту Республики Казахстан Эдуарду Мальбекову 13 февраля исполняется 75 лет. Преодоления и победы, горе и радость - судьба щедро одаривала и жестоко отнимала. Но, несмотря ни на что, артист стал великолепным танцовщиком и мудрым учителем

По стопам Эдуарда и Тамары Мальбековых в их семье не пошел никто. Внук Диего стал футболистом, Темирлан изучает прикладную математику в Томском государственном университете, внучка Диана учится в лицее с естественным уклоном.
Зато в профессии Мальбековым воспитана целая плеяда блистательных танцовщиков: Алексей Сафронов, Яссауи Мергалиев, Нариман Бекжанов. Несправедливо рано, в 21 год, ушел из жизни лауреат престижнейших международных конкурсов удивительный Дастан Чиныбаев. На устах поклонников казахстанского балета имена нынешних “театральных” учеников: Айдоса Закана, Асета Мурзакулова, Фархада Буриева, Амира Жексенбека.
Наследникам по крови и профессии блистательный рыцарь танца Эдуард Мальбеков сегодня передает главную ценность: умение жить в неустанном труде, преданно служа избранному делу.

Айдос Закан, Эдуард Мальбеков, Алия Сапугова
после спектакля “Спящая красавица”


Профессия
Переломным моментом в понимании профессии стал 1957 год:
- Дядя Саша повез нас в Москву на Второй съезд хореографических училищ СССР. По нашим меркам, мы были вполне подготовлены.
И вдруг на сцену вышли ученики центральных школ: ленинградцы Рудольф Нуриев, Юрий Соловьев, Никита Долгушин, москвичи Володя Васильев с Катей Максимовой, парень из Перми Лев Асауляк. Это был шок. Мы, наконец, осознали, какой выбрали путь.
В 1958 году Мальбеков был распределен в оперный театр. Работал в кордебалете, танцевал Разбойника в знаменитом спектакле “Доктор Айболит” Морозова, князя Меньшикова в “Медном всаднике” Глиэра, принца Фортюне в “Спящей красавице”, испанский танец в “Лебедином озере”.
И вот спустя сезон главный балетмейстер Даурен Абиров рекомендовал на стажировку в Московское академическое хореографическое училище при Большом театре СССР молодых Сонмаса Бурханова, Салиму Акбарову и Эдуарда Мальбекова.
- Нам очень повезло: год мы учились в классах Асафа Мессерера, а позже - у Николая Тарасова. Занятия в одном зале с его учениками - Михаилом Лавровским, Николаем Тогуновым, Александром Прокофьевым - помогли нам понять до конца и глубоко, что есть балет.
После стажировки, где мне посчастливилось видеть спектакли Большого театра с участием Галины Улановой, Ольги Лепешинской, Эсфандьяра Кашани, Бориса Хохлова, поначалу было очень грустно смотреть постановки нашего театра. Но потом все встало на свои места, и началась работа.
Дебютом в качестве солиста было соло Мальбекова в краковяке, мазурке и тройке военачальников татарской пляски балета “Бахчисарайский фонтан”.
Появились проблески бытовой жизни: какое-никакое жилье в общежитии, надбавка к зарплате. Пришло время налаживать личную жизнь, тем более, что любовь уже завладела сердцем молодого человека. Ее звали Тамара.

Тамара
- Тамара Закировна закончила хореографическое училище в 1961 году и пришла в театр. Она была невероятно скромной девочкой, и это мне импонировало. Начался период взаимного притяжения. Я стал слегка так приударять за ней, - смеется Эдуард Джабашович. - А в 1963 году на гастролях в Караганде мы поженились. На колено я не садился. Все произошло вполне буднично. Просто я понимал, что дальнейшая раздельная жизнь невозможна. Так хотелось быть вместе.
- Сначала было очень сложно, - делится воспоминаниями Тамара Закировна. - Поженились, не имея за душой ничего. Оклады мизерные. У Эдика было только место в общежитии, где они жили вшестером с другими ребятами. Он привел меня туда. Мы поселились в маленькой комнате - только кровать и тумбочка.

Творчество
Шестидесятые годы принесли радость сотрудничества с амбициозными выпускниками ГИТИСа Заурбеком Райбаевым и Булатом Аюхановым.
В 1962 году в знаменитой тройчатке Райбаева: “Шопениана”, “Франческа да Римини”, “Болеро” Мальбеков исполнил партию Юноши в балете “Болеро” и постепенно ввелся в Джанчотто во “Франческе”...
Дипломный “Вечер классического балета” Булата Аюханова 1964 года произвел в Алма-Ате эффект разорвавшейся бомбы, настолько неординарен был каждый из 18 концертных номеров:
- Это была революция. Булат ставит замечательные номера: Ануарбек Джалилов и Сония Тулусанова танцуют “Грезы любви” Листа, Тамара Закировна исполнила “Мазурку” Скрябина и приняла участие в номере “Голуби” Шостаковича. Я исполнял “Рондо каприччиозо” на музыку Сен-Санса в дуэте с Сарой Кушербаевой и трио “Орфей и Эвридика” на музыку 13-го ноктюрна Шопена.
Именно в этих постановках публика и профессионалы открыли для себя самобытного Эдуарда Мальбекова. Позже балетмейстер из Перми Марат Газиев поставил концертный номер “Тореро” Бизе-Щедрина, который вывел Мальбекова в ранг ведущих исполнителей. Репертуар пополняется партиями Ротбарта в “Лебедином озере”, Короля Черви в “Игре в карты”, Эспада в “Дон-Кихоте”, Вожака в “Барышне и хулигане”, Кащея Бессмертного в “Жар-птице”. Среди ярких работ - партия лесника Ганса в балете “Жизель”. Сохранилась запись спектакля на сцене ГАТОБа имени Абая, где Эдуард Мальбеков составил актерский ансамбль с Майрой Кадыровой в партии Жизели и премьером Большого театра СССР Марисом Лиепой в роли Альберта.
В 1973 году танцовщику было присуждено звание “Заслуженный артист Казахской ССР”. А через год Заурбек Райбаев начинает работу над балетом Арама Хачатуряна “Спартак”:
- Номером один был Рамазан Бапов в роли Спартака. Я репетировал Красса. Хотя был не лучшим, и единственным составом рядом со мной стояли Булат Валиев и Александр Медведев. Но Райбаев доверил партию мне. Это был незабываемый период: все, начиная от последней линии кордебалета до ведущих солистов, жили “Спартаком”, стремясь внести свою лепту в создание этого спектакля.
В 1978 году в театр пришло новое поколение балетмейстеров - Минтай Тлеубаев и Жанат Байдаралин. Не найдя общего языка с новым руководством, часть артистов покинула театр. Мальбеков к тому времени имел за плечами 20 лет работы и перспективу ухода на пенсию. Но дирекция не торопила, и он остался. Как оказалось, для новой интересной работы.
- В балете Тлеубаева “Аксак-Кулан” композитора Алмаса Серкебаева я исполнил роль Кербуги в паре с Раушан Байсеитовой, станцевавшей Баршагуль. Байдаралин поставил на меня сольный номер на музыку Исаака Альбениса “Виктор Хара”, посвященный чилийскому певцу и политическому активисту, зверски убитому в 1973 году. Это была актуальная по тем временам тема.
В 1982 году Тлеубаев реализует проект “Брат мой, Маугли” Алмаса Серкебаева. Фактически я уже был на пенсии, но Минтай меня уговорил. Так родилась последняя в моей творческой биографии яркая характерная партия Табаки. Я составил дуэт Шерхану - Бауржану Ешмухамбетову. Табаки потребовал полной эмоциональной и физической отдачи, но результат того стоил.
“Брат мой, Маугли” был скандальной постановкой. Часть коллектива встретила проект с удовольствием. Но многие танцовщики, дирекция и министерство были возмущены: эстрадная фонограмма вместо оркестра, вызывающе опущенные на уровень сцены софиты, странные телодвижения - слишком революционно и совершенно неожиданно в стенах академического театра. На репетициях дежурили представители министерства.
На генеральный прогон были приглашены все: и болельщики, и недруги. Мы не верили, что спектакль пропустят. Но через две недели состоялась премьера. Это была победа молодежи.
Наставник
По окончании танцевальной карьеры Эдуард Джабашович внес свой вклад как руководителя, педагога и балетмейстера в работу Алматинского хореографического училища имени А.В. Селезнева, Государственного ансамбля танца РК “Салтанат”, фольклорно-этнографического ансамбля “Алтынай”, Театра современного танца “Самрук” и, конечно, родного ГАТОБа имени Абая.
Отдельная страница - выпуск мужского класса АХУ имени А.В. Селезнева 2002 года. Талантливым, но “беспризорным” мальчишкам не везло: шесть или семь педагогов пытались привести их в порядок. Безуспешно. Тогда практически разваленный класс “доверили” Мальбекову. Результат превзошел все ожидания: большая часть выпуска была принята в ГАТОБ имени Абая. Стремительно вводятся в репертуар и занимают ведущие позиции Алексей Сафронов, Яссауи Мергалиев, Дастан Чиныбаев, параллельно завоевывая награды высшей пробы престижных международных балетных конкурсов.
Но в 2004 году трудные бытовые условия вынуждают Дастана уехать работать в Германию. А в феврале 2006-го из Висбадена приходит весть о его кончине. Это был страшный удар, ведь Мальбековы заботились о юноше, как о родном сыне. Выросший без отца Дастан всегда отвечал учителю взаимностью:
- Мы мыслили на одном уровне, понимали друг друга с полуслова. Очень мужская была дружба. Радостно и тяжело вспоминать те времена. Потеря невосполнима, - со скорбью вспоминает Эдуард Джабашович.
А через три месяца после Дастана ушел из жизни родной сын Димаш. В семье Мальбековых наступили тяжелые времена. Заболел Эдуард Джабашович. И только любовь близких и самоотверженная забота Тамары Закировны вернули его к жизни, уже подрастало достойное продолжение в лице любимых внуков и новых талантливых воспитанников.
Безжалостно быстро летит время, унося с собой взлеты, падения, дорогих сердцу людей. Но жизнь продолжается. Семья, коллеги, ученики - вместе с ними творит свою поистине легендарную биографию великолепный танцовщик, преданный друг, человек любимый и любящий, высокий интеллектуал, учитель от Бога Эдуард Мальбеков.

Фотография из архива примы-балерины ГАТОБа имени Абая Алии Сапуговой

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение