|
Асель Мусинова Признанному мастеру отечественной хореографии заслуженному артисту Республики Казахстан Эдуарду Мальбекову 13 февраля исполняется 75 лет. Преодоления и победы, горе и радость - судьба щедро одаривала и жестоко отнимала. Но, несмотря ни на что, артист стал великолепным танцовщиком и мудрым учителем
По стопам Эдуарда и Тамары Мальбековых в их семье не пошел никто. Внук Диего стал футболистом, Темирлан изучает прикладную математику в Томском государственном университете, внучка Диана учится в лицее с естественным уклоном. Зато в профессии Мальбековым воспитана целая плеяда блистательных танцовщиков: Алексей Сафронов, Яссауи Мергалиев, Нариман Бекжанов. Несправедливо рано, в 21 год, ушел из жизни лауреат престижнейших международных конкурсов удивительный Дастан Чиныбаев. На устах поклонников казахстанского балета имена нынешних “театральных” учеников: Айдоса Закана, Асета Мурзакулова, Фархада Буриева, Амира Жексенбека. Наследникам по крови и профессии блистательный рыцарь танца Эдуард Мальбеков сегодня передает главную ценность: умение жить в неустанном труде, преданно служа избранному делу.
|
Айдос Закан, Эдуард Мальбеков, Алия Сапугова после спектакля “Спящая красавица”
|
Профессия Переломным моментом в понимании профессии стал 1957 год: - Дядя Саша повез нас в Москву на Второй съезд хореографических училищ СССР. По нашим меркам, мы были вполне подготовлены. И вдруг на сцену вышли ученики центральных школ: ленинградцы Рудольф Нуриев, Юрий Соловьев, Никита Долгушин, москвичи Володя Васильев с Катей Максимовой, парень из Перми Лев Асауляк. Это был шок. Мы, наконец, осознали, какой выбрали путь. В 1958 году Мальбеков был распределен в оперный театр. Работал в кордебалете, танцевал Разбойника в знаменитом спектакле “Доктор Айболит” Морозова, князя Меньшикова в “Медном всаднике” Глиэра, принца Фортюне в “Спящей красавице”, испанский танец в “Лебедином озере”. И вот спустя сезон главный балетмейстер Даурен Абиров рекомендовал на стажировку в Московское академическое хореографическое училище при Большом театре СССР молодых Сонмаса Бурханова, Салиму Акбарову и Эдуарда Мальбекова. - Нам очень повезло: год мы учились в классах Асафа Мессерера, а позже - у Николая Тарасова. Занятия в одном зале с его учениками - Михаилом Лавровским, Николаем Тогуновым, Александром Прокофьевым - помогли нам понять до конца и глубоко, что есть балет. После стажировки, где мне посчастливилось видеть спектакли Большого театра с участием Галины Улановой, Ольги Лепешинской, Эсфандьяра Кашани, Бориса Хохлова, поначалу было очень грустно смотреть постановки нашего театра. Но потом все встало на свои места, и началась работа. Дебютом в качестве солиста было соло Мальбекова в краковяке, мазурке и тройке военачальников татарской пляски балета “Бахчисарайский фонтан”. Появились проблески бытовой жизни: какое-никакое жилье в общежитии, надбавка к зарплате. Пришло время налаживать личную жизнь, тем более, что любовь уже завладела сердцем молодого человека. Ее звали Тамара.
Тамара - Тамара Закировна закончила хореографическое училище в 1961 году и пришла в театр. Она была невероятно скромной девочкой, и это мне импонировало. Начался период взаимного притяжения. Я стал слегка так приударять за ней, - смеется Эдуард Джабашович. - А в 1963 году на гастролях в Караганде мы поженились. На колено я не садился. Все произошло вполне буднично. Просто я понимал, что дальнейшая раздельная жизнь невозможна. Так хотелось быть вместе. - Сначала было очень сложно, - делится воспоминаниями Тамара Закировна. - Поженились, не имея за душой ничего. Оклады мизерные. У Эдика было только место в общежитии, где они жили вшестером с другими ребятами. Он привел меня туда. Мы поселились в маленькой комнате - только кровать и тумбочка.
Творчество Шестидесятые годы принесли радость сотрудничества с амбициозными выпускниками ГИТИСа Заурбеком Райбаевым и Булатом Аюхановым. В 1962 году в знаменитой тройчатке Райбаева: “Шопениана”, “Франческа да Римини”, “Болеро” Мальбеков исполнил партию Юноши в балете “Болеро” и постепенно ввелся в Джанчотто во “Франческе”... Дипломный “Вечер классического балета” Булата Аюханова 1964 года произвел в Алма-Ате эффект разорвавшейся бомбы, настолько неординарен был каждый из 18 концертных номеров: - Это была революция. Булат ставит замечательные номера: Ануарбек Джалилов и Сония Тулусанова танцуют “Грезы любви” Листа, Тамара Закировна исполнила “Мазурку” Скрябина и приняла участие в номере “Голуби” Шостаковича. Я исполнял “Рондо каприччиозо” на музыку Сен-Санса в дуэте с Сарой Кушербаевой и трио “Орфей и Эвридика” на музыку 13-го ноктюрна Шопена. Именно в этих постановках публика и профессионалы открыли для себя самобытного Эдуарда Мальбекова. Позже балетмейстер из Перми Марат Газиев поставил концертный номер “Тореро” Бизе-Щедрина, который вывел Мальбекова в ранг ведущих исполнителей. Репертуар пополняется партиями Ротбарта в “Лебедином озере”, Короля Черви в “Игре в карты”, Эспада в “Дон-Кихоте”, Вожака в “Барышне и хулигане”, Кащея Бессмертного в “Жар-птице”. Среди ярких работ - партия лесника Ганса в балете “Жизель”. Сохранилась запись спектакля на сцене ГАТОБа имени Абая, где Эдуард Мальбеков составил актерский ансамбль с Майрой Кадыровой в партии Жизели и премьером Большого театра СССР Марисом Лиепой в роли Альберта. В 1973 году танцовщику было присуждено звание “Заслуженный артист Казахской ССР”. А через год Заурбек Райбаев начинает работу над балетом Арама Хачатуряна “Спартак”: - Номером один был Рамазан Бапов в роли Спартака. Я репетировал Красса. Хотя был не лучшим, и единственным составом рядом со мной стояли Булат Валиев и Александр Медведев. Но Райбаев доверил партию мне. Это был незабываемый период: все, начиная от последней линии кордебалета до ведущих солистов, жили “Спартаком”, стремясь внести свою лепту в создание этого спектакля. В 1978 году в театр пришло новое поколение балетмейстеров - Минтай Тлеубаев и Жанат Байдаралин. Не найдя общего языка с новым руководством, часть артистов покинула театр. Мальбеков к тому времени имел за плечами 20 лет работы и перспективу ухода на пенсию. Но дирекция не торопила, и он остался. Как оказалось, для новой интересной работы. - В балете Тлеубаева “Аксак-Кулан” композитора Алмаса Серкебаева я исполнил роль Кербуги в паре с Раушан Байсеитовой, станцевавшей Баршагуль. Байдаралин поставил на меня сольный номер на музыку Исаака Альбениса “Виктор Хара”, посвященный чилийскому певцу и политическому активисту, зверски убитому в 1973 году. Это была актуальная по тем временам тема. В 1982 году Тлеубаев реализует проект “Брат мой, Маугли” Алмаса Серкебаева. Фактически я уже был на пенсии, но Минтай меня уговорил. Так родилась последняя в моей творческой биографии яркая характерная партия Табаки. Я составил дуэт Шерхану - Бауржану Ешмухамбетову. Табаки потребовал полной эмоциональной и физической отдачи, но результат того стоил. “Брат мой, Маугли” был скандальной постановкой. Часть коллектива встретила проект с удовольствием. Но многие танцовщики, дирекция и министерство были возмущены: эстрадная фонограмма вместо оркестра, вызывающе опущенные на уровень сцены софиты, странные телодвижения - слишком революционно и совершенно неожиданно в стенах академического театра. На репетициях дежурили представители министерства. На генеральный прогон были приглашены все: и болельщики, и недруги. Мы не верили, что спектакль пропустят. Но через две недели состоялась премьера. Это была победа молодежи. Наставник По окончании танцевальной карьеры Эдуард Джабашович внес свой вклад как руководителя, педагога и балетмейстера в работу Алматинского хореографического училища имени А.В. Селезнева, Государственного ансамбля танца РК “Салтанат”, фольклорно-этнографического ансамбля “Алтынай”, Театра современного танца “Самрук” и, конечно, родного ГАТОБа имени Абая. Отдельная страница - выпуск мужского класса АХУ имени А.В. Селезнева 2002 года. Талантливым, но “беспризорным” мальчишкам не везло: шесть или семь педагогов пытались привести их в порядок. Безуспешно. Тогда практически разваленный класс “доверили” Мальбекову. Результат превзошел все ожидания: большая часть выпуска была принята в ГАТОБ имени Абая. Стремительно вводятся в репертуар и занимают ведущие позиции Алексей Сафронов, Яссауи Мергалиев, Дастан Чиныбаев, параллельно завоевывая награды высшей пробы престижных международных балетных конкурсов. Но в 2004 году трудные бытовые условия вынуждают Дастана уехать работать в Германию. А в феврале 2006-го из Висбадена приходит весть о его кончине. Это был страшный удар, ведь Мальбековы заботились о юноше, как о родном сыне. Выросший без отца Дастан всегда отвечал учителю взаимностью: - Мы мыслили на одном уровне, понимали друг друга с полуслова. Очень мужская была дружба. Радостно и тяжело вспоминать те времена. Потеря невосполнима, - со скорбью вспоминает Эдуард Джабашович. А через три месяца после Дастана ушел из жизни родной сын Димаш. В семье Мальбековых наступили тяжелые времена. Заболел Эдуард Джабашович. И только любовь близких и самоотверженная забота Тамары Закировны вернули его к жизни, уже подрастало достойное продолжение в лице любимых внуков и новых талантливых воспитанников. Безжалостно быстро летит время, унося с собой взлеты, падения, дорогих сердцу людей. Но жизнь продолжается. Семья, коллеги, ученики - вместе с ними творит свою поистине легендарную биографию великолепный танцовщик, преданный друг, человек любимый и любящий, высокий интеллектуал, учитель от Бога Эдуард Мальбеков.
Фотография из архива примы-балерины ГАТОБа имени Абая Алии Сапуговой
|