|
Ольга Шишанова В столичной галерее Has Sanat открылась персональная выставка под названием “Џлы дала” казахстанского художника, заслуженного деятеля культуры РК Мажита Байтенова, которую мэтр приурочил к 25-летию независимости республики
О Мажите Байтенове говорят как об одном из ведущих художников Центрального Казахстана. Его персональные выставки всегда привлекают свежестью идей, неординарностью взгляда на мир, особым живописным качеством полотен. Да оно и не мудрено, ведь работы мастера многолики, и в своем творчестве он не зацикливается на одной теме или на одной технике исполнения. Ему интересны все жанры: пейзаж, портрет, бытовая и символико-метафорическая картины. Круг проблем, которые он разрабатывает, касаются также и вопросов традиционной народной культуры, культурной истории Казахстана. И, что любопытно, в своем творчестве он не боится применять как традиционные, так и авангардные изобразительные приемы.

Именно поэтому, по мнению арт-критиков, благодаря врожденному таланту вкупе с глубокими познаниями в области истории, быта, обычаев народа автор создает произведения, в которых основная тема традиционного казахского искусства заключается в том, что единство человека и мироздания обретают современное звучание. Особенно мощное воздействие на зрителя оказывает цветопластическое решение его полотен, когда человек узнает в произведениях художника привычные с детства красочные сочетания, гармонически соединенные с простой, но содержательно наполненной формой. А обращаясь к истории своего народа, Байтенов не только подчеркивает преемственную связь современной культуры с наследием предков - саков и тюрков, но одновременно утверждает ее вневременной, общечеловеческий характер, выявляя присущие ей истинные ценности. Мажит Байтенов, по его словам, всегда изучал историю, обычаи казахского народа, он глубоко знает смысл и понимает, чувствует особенности традиционной культуры, для него важно передать сущностные моменты, принципы, но не стоит ожидать от его выставок исторических панорам, подробного “этнографического” разбора костюмов и прочих “точных” исторических деталей. Художника интересует не конкретность, а смысловой образ, скорее визуальные аллюзии, упоминание, чем реальный факт, не подробности, а мотив. Лаконичность и условность крупномасштабного изображения фигуры, например, кобызшы или балбала - это образы, которые постоянно возникают в его полотнах, и художник, стремясь к максимальному обобщению форм, компенсирует их эмоциональным цветовым решением. Все произведения, которые были представлены вниманию зрителя на нынешнем вернисаже, также несут отпечаток размышлений автора об истории и современности своей страны, одновременно молодой и древней. Часть работ выставки отсылает зрителя к исторической тематике, другая часть посвящена дню сегодняшнему - “Алас Сапран”, или “Смутное время”, “Балбалтас”, “Взгляд Шамана”, “Астана кеші” и “Вид на завод”. Пейзаж - жанр, который в творчестве Байтенова тоже занимает прочное, особое место. Причем у художника пейзаж, пожалуй, более конкретен, чем тематическая или символико-метафорическая картина. В этих его картинах легко узнаются голубые новостройки Астаны, приметы города и аула, написанные свободно и насыщенно маслом, и прозрачно, но не менее выразительно, в акварели. Постоянно обращается мэтр и к портретным изображениям. Несмотря на преобладание других жанров, уже невозможно представить его “Великую степь” без женских образов, которые, в свою очередь, несмотря на интенсивность цветовых ритмов, нежны и не лишены кокетства - та же “Ботагоз”, играющая на кобызе. А рядом - картина “Гейша”. Она очень даже простая, но одновременно несет некий посыл с собой - снаружи смиренный, а за слоем пудры скрывая эмоции и переживания. И пусть картины выполнены им в разном стиле, все равно в каждой из них ощущается почерк Байтенова.

В то же время живописец представляет старшее поколение казахстанских художников, а его творчество отличает по-настоящему молодой, взрывной темперамент. Искусствоведы говорят, что узнаваемость почерка художника - в особой выразительности, в способности придать предельную силу цвету, в смелости включать почти детскую непосредственность, искренность и яркость в образы. Это от независимости и внутренней свободы Байтенова, которую он обрел, начав свою деятельность с Караганды, а к сегодняшнему дню его работы уже показаны в крупных выставочных центрах Азии и Европы. Вот как отзываются о Мажите Байтенове в сети его поклонники: “Есть в творчестве мастера особенные картины. Например, для астанчан изображаемые им места знакомы не понаслышке. Люди проводят свои выходные дни на набережной “Самал”. Место очень красивое и умиротворенное в любое время года. Да и ночью фонари подчеркивают всю его прелесть. Честно говоря, именно поэтому мне понравились работы Мажита Байтенова, что они необычны в своем исполнении, и каждый зритель воспринимает их по-своему”.

На самого же Мажита влияние оказал художник, его коллега Ерсаин Жапак, с которым Байтенов знаком более 10 лет. “Помню, Ерсаин организовал свою персональную выставку в музее имени А. Кастеева в Алматы. Работ у него было много. Эти его произведения искусства мне так понравились, они были такие индивидуальные по-своему содержанию. А вот ближе я познакомился с его творчеством осенью 2005 года, когда мы с группой алматинских художников собрались на несколько дней на этюды в урочище Тау-Тургень. Расположились в Доме писателей и начали работать над этюдами горной местности. Мой покойный товарищ, художник, коллекционер Серик Есмагамбетов начал нас знакомить с участниками пленера. Так мы и познакомились с Ерсаином Жапаком”, - рассказал художник.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |