|
Ольга Шишанова Виктор Кель - доцент кафедры “Архитектура” столичного Агротехнического университета, где преподает цикл изобразительных дисциплин и читает лекции по истории искусства. А еще он известнейший в Казахстане и далеко за пределами республики художник-пейзажист, мастер портрета и натюрморта
- Виктор Матвеевич, что изменилось в вашей творческой жизни за последние несколько лет? Каким стало художественное самовыражение? - С некоторых пор мне кажется, что чем старше становлюсь, тем больше работаю - мне хочется больше создавать и писать художественных произведений. В предыдущие годы я открыл несколько своих выставок, например, сделал вернисаж, на котором выставил много портретов моих друзей, родственников, знакомых. Они были весьма образными, не случайно я решил отдать предпочтение этому жанру, хотя обычно предпочитал пейзаж и натюрморт. Да и писал я раньше чаще всего акварелью, как вы знаете. А здесь работы - масло, холст. Не забываю я и о Крыме, о пленэрных вылазках - ведь бываю в этом чудесном регионе почти ежегодно.
- Где вы предпочитаете выставляться? Сейчас все больше появляется новых художественных площадок... - Я люблю наш городской Дом художника. Как ни странно, большие площадки того же Левобережья - это не по мне. А еще одна причина, по которой я предпочитаю это здание и эту площадку, то, что именно там работали мои коллеги, и некоторых из них, к сожалению, с нами рядом сегодня уже нет. Я же их старался изобразить так, словно они никуда и не уходили, словно они все равно рядом с нами. Просто увековечил их память. Это и Татьяна Хохлова - замечательная художница, прекрасная женщина, верный друг. И Алексей Порунин - изумительный живописец. Или мой друг и коллега Алексей Терехов, который ушел от нас не так давно, но я единственный, кто успел запечатлеть его образ. Я не мог его не изобразить, не мог не оставить его добрую улыбку потомкам. - Но у вас много и других работ успело поучаствовать на выставках... - Я постоянно работаю, у меня идут занятия со студентами по рисунку, по живописи, и я не могу иначе участвовать в этом процессе, кроме как обучать студентов и тут же работать с ними наравне.
- Изменился ли ваш творческий почерк? Ведь акварель требует иного отношения, нежели масло, иного нанесения... - Если зрить в корень, как говорил Козьма Прутков, то мой творческий почерк не изменился. Но попытки работать, например, в технике импрессионизма, были. Пробовал я технику и Анри Матисса, и других мастеров, все - в масле. А вот сюрреализмом или абстракционизмом никогда не занимался, хотя понимаю подобные направления того же Пикассо. Ведь художники часто пробует себя в чем-то новом, им любопытно - как оно все получится, что из этого выйдет. Но я остался, как и был, приверженцем своего прежде выбранного реалистичного направления, своего стиля, по которому меня всегда узнавали и узнают. - Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших пленэрах, в чем их особенность для вас? - Если я, например, еду в Крым, то обязательно буду заниматься художественным творчеством на природе. Очень люблю писать Балаклаву, Севастополь, много времени провожу на мысе Фиолента, в Гурзуфе, пишу виды Ялты и Инкермана. Довелось множество раз посещать мне и крымские дворцы - Ливадийский, Воронцовский, с которых я делал небольшие акварельные этюды, а потом, собрав их воедино, открыл выставку в Крыму. Я выставлялся тогда вместе со своим братом, он тоже художник, живет в Крыму и знает такие места, о которых не в курсе даже местные экскурсоводы, так что мне в этом отношении с ним просто повезло. Выставка имела настолько ошеломляющий успех, что меня не только снова зовут туда выставить новые работы, но и даже включили в список местных, крымских мастеров-художников. - А какие темы для вас, как для творческого человека, актуальны в плане воплощения здесь, в Астане? - Здесь я по-прежнему остаюсь верен себе - город пишу всегда и старый, и новый, изображаю его как в акварели, так и маслом на холсте. Но вот в последнее время меня все больше интересуют люди, мои современники. Мне очень хочется запечатлеть всех своих друзей, родственников, причем не просто изобразить человека, а создать для каждого целую композицию, действо, рассказ. Подойти к этому творчески. Задумок много, кое-какие работы на эту тему уже начал. А ведь раньше почти не касался этого жанра, за исключением каких-то заказных портретов, которые есть в практике у любого художника.
- Раньше вы много времени и этюдов посвящали Боровому... - Езжу я туда и сейчас, но после Крыма от Борового уже совсем другое впечатление, которое ухудшают многочисленные шлагбаумы и заборы, заборы, заборы... Невозможно ни к воде подойти, ни в горы подняться. Я считаю, это очень плохо, что такой чудесный край раздробили на мелкие кусочки, сквозь которые ни пройти, ни проехать, огородили все едва ли не колючей проволокой. Что уж тут говорить об отдыхе и о пленэрах. - Что вас вдохновляет при создании ваших картин? - Я всегда считал, что живопись - это вещь серьезная. Даже мои студенты работают в наушниках, слушая музыку, но не классику, а значит, она, считаю, их сильно отвлекает от процесса. Если бы это была музыка Чайковского, Вивальди, еще какого-то классического композитора, тогда бы я понял и согласился, но современная музыка требует своего особенного внимания. Потому я полагаю, что невозможно одновременно усидеть на двух стульях, и тишина лучше всего подходит для занятий серьезной живописью. Либо, повторю, классическая музыка, которая настраивает, вдохновляет. Я вспоминаю своего друга, художника Василия Товтина, который слушал классическую музыку практически постоянно, даже когда я приходил к нему в мастерскую, редко наши встречи проходили без музыкального сопроводительного вдохновения.
- Расскажите о своих студентах - есть ли среди них те, кто вас радует творчеством уже сегодня? Какие качества вы им прививаете? - Многие говорят, что уровень сегодняшней молодежи и ее стремления к образованию ниже, чем был раньше. Я, напротив, хочу отметить большее стремление современной молодежи, и как раз к образованию. Ведь мы живем в изменчивом и конкурирующем мире, и они это понимают. Но понятно и другое, что не все из них к образованию серьезно стремятся, люди-то все разные. Если же говорить вообще, все-таки считаю, что нынешняя молодежь даже лучше, чем была раньше. А я могу об этом судить - все-таки четверть века отдал преподаванию на архитектурном факультете.
Астана |