Ольга Шишанова В столице в Национальном музее РК прошли Дни Эрмитажа. В гостях у казахстанских музейщиков побывала делегация специалистов одного из самых известных и крупных российских музеев под руководством ее бессменного директора Михаила Пиотровского
По его словам, традиционно Дни Эрмитажа проходят в начале декабря в день Святой Екатерины, которая являлась покровителем Екатерины Великой, с которой российский музей ведет свою историю. Русские цари правили Российской империей из этого дворца с территорией, занимающей более 22 квадратных километров, 1057 комнат, 117 лестниц, 1945 окон. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти два километра, а чтобы обойти все экспонаты Эрмитажа, потребуется потратить 11 лет жизни. При этом только общее количество скульптур, установленных на парапете Зимнего, - 176 штук, а строили главный дворец Российской империи более четырех тысяч каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Зимний дворец все время перекрашивали в разные цвета. Был и красным, и розовым, а свой оригинальный, бледно-зеленый цвет приобрел в 1946 году.
Национальный музей также собирается установить тесное сотрудничество с Эрмитажем. Например, в следующем году должно состояться несколько выставок Эрмитажа в Казахстане. В этом музее находятся экспонаты, касающиеся сакской культуры, есть письмо на камне Тимура Хромого и множество других ценных экспонатов. Вместе с тем казахстанские музейщики собираются выставлять редкие артефакты из музеев Казахстана в самом Эрмитаже. Подобный визит - не первый для эрмитажных работников. В самом начале 2000-х в столичный Президентский центр культуры уже привозили выставку “Представление Эрмитажа”, которая также явилась частью программы сотрудничества, существовавшей тогда между Президентским центром культуры РК и Государственным Эрмитажем. В выставочный проект было включено по одному шедевру из каждого отдела великого музея. Почти за два с половиной столетия в нем была собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры с каменного века и до наших дней. Сегодня, как и тогда, одним из старейших и самым крупным научным отделом в нем является отдел западноевропейского искусства. В фондах этого отдела хранится около 600 тысяч экспонатов. На выставке была представлена работа известного фламандского художника Абрахама Брейгеля “Фрукты”, выполненная в XVII столетии. Выставки отдела античного мира занимают в Эрмитаже около 20 залов, а фонды насчитывают около 140 тысяч экспонатов. В передвижной экспозиции они оказались представлены римской работой головы девушки по греческим образцам. Женская головка, по предположению исследователей, могла быть и частью статуи Афродиты, богини любви и красоты, или просто статуи девушки, причесывающей волосы. Исполнение скульптуры отличается особой светотеневой проработкой поверхности. Мягкая игра бликов света, скользящих по щекам и пухлым губам девушки, помогает передать ее спокойное созерцательное настроение. Изящные черты лица близки к женским типам, созданным Праксителем, великим греческим скульптором IV века до н.э. Это он прославился в древности знаменитой статуей Афродиты Книдской. Возможно, что под влиянием его произведений возник и этот полный очарования образ юной красавицы.
Главным украшением выставки, безусловно, являлась золотая пластина из Прикубанья в виде фигуры лежащего оленя, датируемая концом VII века до н.э. Этот шедевр был представлен отделом археологии Восточной Европы и Сибири, где фонды насчитывают почти 500 тысяч памятников. Выполненная в высоком рельефе фигура оленя - выдающееся произведение скифского искусства, своего рода классический его эталон. Для него характерна лаконичная, предельно обобщенная моделировка форм тела резкими крупными плоскостями. Канонична поза оленя - поджатые ноги, вскинутая голова со стелющимися вдоль спины рогами, вытянутая вперед шея с четко обозначенной мускулатурой придают фигуре компактность и удивительную динамичность. В духе скифской художественной концепции правдивая передача образа сочетается с условной стилизацией и орнаментальной разработкой отдельных деталей. Показательна причудливая трактовка рогов оленя, переданных в виде ритмически повторяющихся завитков. Круглый глаз и листовидное ухо когда-то, в древности, были инкрустированы вставками из цветной пасты.
Отдел культуры и искусства народов Востока представил для экспозиции в столице Казахстана два экспоната, отражающих культуру Китая XVIII века. Хранение данного отдела насчитывает в Эрмитаже около 180 тысяч экспонатов. Один из самых любопытных экспонатов, прибывших в нашу столицу из этого собрания, - двусторонняя пейзажная композиция высокого рельефа, выполненная из темно-зеленого нефрита (священный камень Китая) в эпоху правления династии Цин (XVIII век). На одной стороне предмета изображены три террасы горного пейзажа, передающие представление китайцев об административной системе страны бессмертных даосов, которая является для них такой же, как и на земле. На оборотной стороне предмета вырезан в высоком рельефе пейзаж “шаньшуй” - горы и воды, где демонстрируется взаимодействие мужского и женского начал “янь” и “инь”. На скалах сосны - символ долголетия и коричневое дерево - символ пожелания знатности. Между соснами изображены бог долголетия Шоу-син, который держит на левом плече большой жезл Жу, и его мальчик-слуга с его посохом. Согласно теории фэн-шуй, дарение такого предмета в целом означает пожелание многочисленного мужского потомства, успешной чиновничьей карьеры, а также богатства, семейного счастья, знатности и долголетия. Отдел нумизматики, представивший орден св. апостола Андрея Первозванного, является одним из старейших в Эрмитаже: первые коллекции монет и медалей относятся к периоду правления Екатерины Великой. Что касается эрмитажной коллекции Арсенала, то начало ее формирования было связано с именем великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I). Фонды Арсенала сегодня насчитывают около 16 тысяч первоклассных образцов вооружения разных эпох и стран. Примером служит так называемое нагрудное ожерелье “Рингкраген” XVII века, которое высшие офицеры носили как парадную принадлежность военной формы.
Астана |