|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК состоялось открытие выставки “В поисках идентичности”. Вернисаж оказался примечателен тем, что дал уникальную возможность посетителям познакомиться с произведениями художников, обращавшихся в разные периоды творчества к поиску национальной идеи в изобразительном искусстве Казахстана
По словам директора музея Дархана Мынбая, который, открывая выставку, обратил внимание собравшихся на ее уникальные особенности: выставленные произведения повествуют о разных периодах в истории Казахстана, но объединены одной идеей. Картины и графические работы были отобраны из фонда Национального музея, где наряду с работами отечественных мастеров есть произведения художников разных национальностей, волею судеб оказавшихся в Казахстане. Это и Абрам Черкасский, и Владимир Эйферт, и Николай Гаев, и Валентин Антощенко-Оленев, и многие другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие изобразительного искусства Казахстана.
Еще со времен мэтров казахской живописи - Абылхана Кастеева и Аубакира Исмаилова - сформировались и развиваются различные школы. Казахстанские современные художники тоже создают и развивают сегодня свои школы. В поиске идентичности. “Идентичность - это способ донесения через свои взгляды и свои стили того, что мы живем в одном обществе, в единой культурной среде. То, что выставка открывается в канун Дня Независимости, тоже имеет особое значение. Потому что, как мне кажется, наши художники всегда умели мыслить свободно и всегда стремились передать это в своих работах”, - подчеркнул Мынбай.
Нужно отметить, что на выставке экспонируются около 115 живописных, скульптурных и графических работ, среди которых полотна основателей национальной живописной школы Абылхана Кастеева, Аубакира Исмаилова, роскошные работы первой профессиональной казахской художницы Айши Галимбаевой, удивительно нежные акварели Уке Ажиева и созерцательные пейзажи философствующего лирика Сабура Мамбеева, а также работы знаковых художников-шестидесятников Салихитдина Айтбаева, Абдрашита Сыдыханова, Бахтияра Табиева и Еркена Мергенова, внесших большой вклад в развитие национальной школы изобразительного искусства.
Восхитительная графика Евгения Сидоркина, наполненная глубиной и безграничной любовью к земле казахской, и живописные полотна Гульфайруз Исмаиловой также не могли оставить равнодушными почитателей прекрасного, о чем хотелось бы сказать более подробно. Так, любовь к театру и портретному жанру привела Исмаилову к созданию портретов Куляш Байсеитовой, Шары Жиенкуловой, Шолпан Джандарбековой, которые благодаря ее кисти утвердились не только в рамках своего искусства, но и в истории изобразительного искусства Казахстана. Для Гульфайрус характерен и избранный ею излюбленный типаж - одухотворенные, красивые лица, которые наравне с руками пластически выявляют символ внутреннего мира человека. Что касается Евгения Сидоркина, то созданные им целые серии графических работ - “Читая С. Сейфуллина”, “Аксакалы”, “История одного города”, иллюстрации к народному эпосу, роману “Путь Абая”, казахским народным сказкам - поражают проникновением в суть самых разных характеров, менталитетов, миропонимания и мировосприятия. Как рассказал в своем выступлении председатель Союза художников Астаны Токтар Ермеков: “выставленные здесь работы - это бесценные шедевры. И наряду с произведениями таких известных мастеров, как Абылхан Кастеев, есть и работы сегодняшних талантливых художников, таких, как, например, Анар Аубакировой. Любая страна в первую очередь показывает свое искусство, гордится им перед остальными. Поэтому мы тоже должны показывать всему миру то, что мы имеем, знакомить зарубежную публику и с нашими молодыми талантами”. Тут, пожалуй, хотелось бы отметить и станковую серию листов “Саки Тиграхауда” Альберта Гурьева, исполненных в технике сухой иглы, и акватинты в разные годы, которые стали результатом глубокого изучения художником казахского фольклора, эпоса, древней истории скифов, археологических и этнографических сведений. Эти листы отличает монументальность и по образному строю, и по форме. Жизнь древних скифов передана художником с реалистичной убедительностью через крепко сколоченную композицию, лапидарный рисунок, яркие по выразительности в передаче напряженного драматизма схватки, борьбу внутренней страстности чувств и динамику необузданной силы. В некоторых листах художник достигает почти скульптурной объемности.
А еще сегодня, как никогда, актуальны развитие локального искусства, сохранение своеобразия местного колорита и поиск новых стилевых решений. Об этом повествуют работы Сембигали Смагулова, чье знание декоративной условности казахской народной традиции, ее авангардного прочтения легли в основу его художественного почерка, а творческая устремленность молодого художника позволила ему органично вписаться сегодня в искусство нового времени - времени перемен. Таковы же и работы его коллег - Аскара Есдаулетова, Ахмета Ахата, Анара Аубакира, Мурата Калкабаева, в чьих произведениях школа изобразительного искусства Казахстана пережила становление и развитие в разное время. И как результат социально-политических реалий времени - каждый из пройденных этапов стал сплетением сложных и неоднозначных явлений, оказавших влияние на развитие казахстанского искусства, которое очень скоро приобрело собственные черты, позволяющие его рассматривать как уникальное художественное явление.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |