|
Ольга Шишанова Алексей Людевиг из Санкт-Петербурга в камерном зале столичного театра “Астана Опера” исполнил на редком музыкальном инструменте электроальте популярные классические и рок-композиции. Накануне концерта маэстро любезно согласился на эксклюзивное интервью нашему изданию
- Алексей Алексеевич, вы в Казахстане не впервые. С чем приехали сейчас? - В предыдущий раз мне довелось оказаться в составе жюри конкурса “Оркестры оперы”. А до этого я исполнял с симфоническим оркестром сонату Франко в переложении для альта с оркестром. Сейчас у меня в репертуаре симфония концертанто и несколько музыкальных пьес, которые я буду играть на электроальте. Так, часть концерта будет на инструменте Антонио Мариани 1661 года, вторая часть будет исполнена на современном электроальте. - Репертуар ваших концертов вы составляете сами или кто-то ассистирует? - Как правило, это совместная работа, иногда мы подходим к ней с разных точек, но находим согласие. Что касается данного концертного исполнения, то я примерно год назад предложил дирижеру “Астана Опера” Абзалу Мухитдинову сегодняшний вариант, назвав его “От барокко до рока”, где есть барочные концерты и вариант с электроальтом, и джаз, рок...
- Расскажите о своем творчестве... - Помимо того, что я сегодня посещаю Казахстан с гастролями, я собираюсь и во многие другие страны мира. Предыдущий мой концерт с органом я играл в Белграде. Там тоже был некий вариант от Баха до Билли Джойла, после чего я вернулся к своим студентам в консерваторию колледжа. После того, как я покину Астану, снова некоторое время буду преподавать моим студентам азы искусства, затем у меня цикл концертов в Санкт-Петербурге, турне по России и в Европе. - Вы сами музыку пишите? - У меня были попытки, но я никогда не буду выносить это на публику. Хотя... Может быть, я когда-то к этому приду, как, например, случилось, что я на какое-то время оставил дирижирование, но потом, к 40 годам, стал чувствовать, что мне хочется себя выразить иначе, и я вернулся к нему. Может быть, снова что-то подобное произойдет. Что касается того момента, когда я пробовал сочинять музыку, это сродни сложению стихов. Ты вдруг замечаешь, что тебя преследует нечто - какие-то навязчивые темы, звуки, и это нужно выразить. То есть придать им некую форму. Это, по моему мнению, похоже и на то, когда великие скульпторы представляли себе “что-то” в цельном куске мрамора или дерева, а потом, отсекая лишнее, воплощали произведение. - На музыке каких композиторов вы воспитывались и какая музыка близка вам сегодня? - Вот вам профессиональный ответ, который дают многие музыканты, и он совершенно верен: самая любимая музыка та, которую исполняешь сейчас. Это часть профессии, потому что то, над чем ты работаешь именно сегодня, должно быть самым любимым произведением, иначе ты не сыграешь. А вообще - от джаза, рока, если об этой стороне музыки говорить, потому что я рос на “Дип Перпл”, “Пинк Флойд”, до Луи Армстронга, Эллы Джейн Фицджеральд, Гленна Миллера. Что же касается классической музыки - это Бах, Моцарт, Брамс, а из современных очень люблю Гия Канчели, с удовольствием играю его “Литургию” и произведение для скрипки с оркестром “Стикс”. - Какая музыка помогает вам жить? Какая похожа на вас? - Хороший вопрос. В разное время разная, наверное. Например, Моцарт, Шуман, который мне особенно близок своей зыбкостью, балансированием на грани реальности. А иногда самая лучшая музыка - это тишина. Потому что моя профессия связана со звуком, и иногда абсолютная тишина - это самое лучшее, что может звучать. - Скажите, коль уж вы человек творчества, кому вы бы доверили написать свой портрет и какие ноты окрасили бы в определенные цветовые оттенки? - Я привык, когда меня фотографируют. И очень не люблю, когда меня рисуют. Разве что это дело я доверяю своей маме, которая работает театральным художником и у которой достаточно известная фамилия - Наталья Билибина. В отношении звуков... Иногда бывает аналогия - определенный звук соответствует определенному цвету либо какая-то тональность может с чем-то ассоциироваться. У меня вообще профессия метафизическая, ведь никто еще не сказал, почему от определенных звуков, от их определенной последовательности люди плачут или радуются. Метафизика заключается еще в том, что тот же художник или писатель написал свое произведение, и оно есть, оно существует. А наше творчество - это буддистские рисунки песком, оно существует, потом сдувается, и остается только воспоминание. С последней нотой картина, создаваемая мелодией, образы пропадают, трансформируются в нас. Но к картине можно вернуться, книгу можно перечитать, а звуки музыки - это воздух, это то, чего не существует. Несмотря на то, что есть лаборатории, которые изучают природу звука. - Вы привезли и классические, и “электронные” мелодии. Есть ли для вас разница, какая из них для вас ближе по исполнению? - Ближе, естественно, классический альт, потому что это моя первоочередная профессия. А на электроальте первый раз я попробовал сыграть то, что пошло от классического произведения, которое было написано композитором Антоном Таноновым. У нас был проект с юмористом Семеном Альтовым - на его миниатюры петербургскими композиторами были написаны небольшие пьесы, и четыре, созданные Таноновым, обрели самостоятельное звучание. Чтобы избежать проблем слишком плотной оркестровки, он предложил мне это дело озвучить, и мне пришла в голову идея создать звучание классического электроальта. Для меня это, кстати, был первый опыт, когда я взял в руки электроинструмент. Случилось это года три назад, а буквально недавно я сыграл на электроальте совершенно сумасшедший вариант джазового биг-бэнда.
- Что бы вы еще хотели сказать вашей публике кроме того, что вы говорите ей музыкой? - Был такой джазовый музыкант Майлз Дэвис, который не очень любил давать интервью. И когда его спросили - почему, он ответил, показывая на трубу, что вот он - его голос. И я думаю также, что самый важный голос - это голос твоего инструмента, на котором ты играешь. Учитывая же нашу реальность, мне хотелось бы сказать публике, что классическая музыка - это совсем не страшно, надо пытаться приходить в концертные залы и слушать ее, и пытаться получать от этого удовольствие.
Астана |