|
Ольга Шишанова Выставка живописи и графики Андрея Ноды открыла новый выставочный сезон в столичной галерее искусств “Хас Санат”
Художник Андрей Нода учился быть поваром в школе, электромонтером на заводе, радиотелеграфистом в армии. Занимался он и классической борьбой, плаванием, стрельбой из пистолета и даже спортивным ориентированием. И в перерывах между этими занятиями, по словам друзей, всегда “немного рисовал”. Последнее победило, он стал студентом художественного вуза, написал “Флейтиста”, который дал ему возможность почувствовать себя художником, а потом живописцем, графиком, фотографом, создателем оригинальных артефактов.
Сегодня творчество этого мастера широко известно в Казахстане и за рубежом, причем за плечами Андрея опыт более 30 персональных выставок и более 200 групповых, участие в крупнейших международных мероприятиях и выставках-продажах, что проходили в аукционных домах. За 27 лет активной творческой жизни им созданы тысячи художественных работ, опубликованы стихи в периодических журналах, ему довелось поучаствовать во многих литературных семинарах и даже сняться как актеру в художественных фильмах. Сегодня он работает в собственной студии, что находится в живописном ущелье реки Талгар, хотя все когда-то начиналось с небольших произведений, созданных мастером в юные годы. Выставлять свои работы Андрей Нода начал еще во время учебы в Алматинском театрально-художественном институте, затем было распределение в Караганду, долгое возвращение в родной Алматы и, конечно же, всегда - работа. И пусть главным для себя художник считал живопись, его увлечение графикой со временем становилось все более отчетливым, заявляя о себе в полный голос, а занятия керамикой и фотографией - более глубокими, постоянными и серьезно значимыми. Узнаваемая манера мастера сложилась как-то сразу, искусствоведы говорят, что рука Ноды всегда опознаваема - как в самых ранних его работах, так и в более поздних. Сюжетов, что для живописи, что для графики и тем более для скульптуры, у него немного. Это фигуры, пейзажи и натюрморты. Вот, пожалуй, и все. При этом любопытно, что фигуры в его творчестве - это действительно фигуры. Стаффаж. Не больше, не меньше. Персонализация никоим образом не входит в задачу художника. Эти фигуры заняты чаепитием, прогулками под облаками, тихими беседами под луной, они скучают или разговаривают, дремлют или наблюдают. И человеческие переживания фигур воспринимаются зрителем вполне реально, несмотря на всю ирреальность происходящего изображенного. И эта тема - двоих - постоянно звучит в творчестве Ноды, звучит поэтично, загадочно и всегда искренне.
Обычно немногочисленные предметы-персонажи натюрмортов Андрея - чайники, сосуды, рыбы, фрукты - ритмично динамичны в его произведениях. Невольно ожидаешь, что они, как в анимационном фильме, поплывут, переместятся. А вот графика - черно-белая, монохромная и цветная, печатная и рисованная - всегда разная, хотя круг тем-сюжетов тот же, что и в живописи. Сам художник немногословен, он не любит давать названия своим работам или выставкам. Это для него просто живопись и графика, а в них уже музыка цвета, музыка линий, музыка самой жизни, такая, какой ее понимает мастер. Но он по-прежнему продолжает совершенствовать мастерство, вдохновляясь и исследуя новые техники и постигая непознанные техники и области искусства. Возвращается периодически к живописи, называя ее царицей всего и вся, и даже в графику вносит тонкие цветовые отношения и переживания, которые использовал еще в своих живописных фигурах. Но тут в его декларативной чувственности заключается одновременно торжество и печаль, свобода и сдержанность. А еще, как в цветной, так и в черно-белой графике мастера неуловимо проскальзывает сочетание не сочетаемого. Андрей просто играет полутонами конкретного с мимолетным, воображения - с миром реальностей. Не зря его называют художником легенд и чудных явлений, которому присуще чувство изящного. И не зря любимое направление мастера в искусстве - модерн, плавно перетекающий в направление постмодернизма.
Хотя, по мнению Андрея, определять стили и направления, в которых работает художник, это, скорее, удел теоретиков, в то время как он сам оперирует в своих работах в соответствии с выбранным им настроением, опытом и красками, либо графическим инструментом. Так вот и получается у него - снова фигурная живопись, потом - пейзаж, затем - портрет, а там - натюрморт и абстрактное произведение. Просто он вдыхает новую жизнь в старые традиции, это его наблюдения, наваждения и фантасмагории. При этом, по словам самого художника, “стиль может меняться, но главное - не изменять в творчестве своим принципам, своему внутреннему я”. Цвета преображаются у мэтра в символы, образы приобретают философское и поэтическое звучание. Андрей Нода всегда многолик, загадочен и поэтичен. Даже когда ему хочется написать просто пейзаж или натюрморт, цвету и расположению деталей картины непременно случится стать метафорой. Потому и возникают у него то “Странный дом”, то “Странная рыба”, которая не просто лежит на столе, а разноцветным сиянием озаряет все вокруг. Так говорят о нем специалисты-искусствоведы, на что он только улыбается, отвечая, что для каждого такого случая у него припасена целая система образов.
Именно так удивительным калейдоскопом сменяли в свое время в его творчестве друг друга элегантная “Ваза с первоцветом” и сказочный серебристый “Город-остров”, очаровательная заманчивая “Дача” и магнетический “Орешник”, с плотным и вкусным солнечным светом между тонкими стволами. И, наконец, холст “Курты”, долгое время служивший предметом восхищения казахстанских искусствоведов, словно определил центр его мироздания, с ярко белеющими тремя сельскими домиками внутри розовеющей вечерней степи, что расположилась за багровой дорогой-рекой, окаймленной у нижнего края голубыми валунами и хрупкими деревцами. Композиция образов мастера здесь не столько уходит в глубину, сколько сквозит трепетно снизу вверх. И в этом рывке от густого нижнего красного слоя к розовому пастозному верху - ощущение полета сквозь пространство и время, сквозь ощущения художника. Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |