|
Ада Викторович
В Алматы состоялся концерт молодежного симфонического оркестра стран СНГ. Солировал пианист-виртуоз Денис Мацуев
Второй концерт Рахманинова, любимого классика Дениса, вызвал бурю оваций зрителей. Молодежный оркестр, состоящий из участников разных стран, под управлением московского дирижера Юрия Симонова играл просто потрясающе, что называется, “без сучка”, ровно, с чувством, с эмоциями, подвластными дирижеру.
У каждого музыканта к инструменту был прикреплен флажок родной страны. Первой скрипкой в оркестре была, кстати, наша соотечественница. Ребята собрались вместе, чтобы сыграть в совместном проекте, и в короткие сроки сумели добиться потрясающего результата: по звучанию, мелодике, подаче они представляли собой оркестр высокого класса. И это чудо сотворил с юными дарованиями Юрий Симонов.
Денис Мацуев же вообще в представлении не нуждается. Музыкант-самородок из российской глубинки давно покорил всю Россию. Его концертный график расписан на несколько месяцев вперед. И ждут его во всем мире. Но Денис родину покидать не собирается. Он является еще и организатором двух фестивалей классической музыки, на которых открывает миру новые таланты. Помогает таким же самородкам пробиться, быть услышанными.
На концерте Денис отыграл лишь первое отделение, в котором, к радости зрителей, звучал Второй концерт для фортепиано Рахманинова - это одно из лучших творений композитора. Его великолепное исполнение превзошло все ожидания. Денис, правда, был бел, как мел. Потому, едва дослушав второе отделение, в котором виртуоз не выступал, оставив слово за великолепным оркестром, я отправилась к нему за сцену. Менеджер Дениса сказала, что музыканту плохо, температура под сорок, и он с большим трудом смог выступить: “Нам оказали хороший прием. Но целый день кормили бараниной, а мы к ней не привычны. Вот Денису и стало плохо. Похоже на отравление”.
Но сильный духом музыкант не отказался пообщаться, пока ждал машину.
- В Казахстане концерт прошел на самом высшем уровне. Мы гастролируем по разным странам Азии. И среди них Казахстан всегда занимает первое место по культуре. Пусть не обижаются другие страны, но это так. Хотя в Таджикистане и Азербайджане тоже был потрясающий прием. Но здесь чувствуется, что заложена хорошая база для развития искусства. Потому что в Таджикистане, например, очень много проблем: нет зала, нет инструментов. Я играл на рояле шестьдесят какого-то года. И с этим, главное, сложно было воевать.
То же самое в Бишкеке. Люди хотят концертов, они изголодались по высокому, понимаете? Но попали в такую пропасть по части культуры. Они даже не слышали нормальный симфонический оркестр. А алматинцам в этом отношении повезло. Здесь есть оркестр, есть гастроли. Плетнев был в прошлом году. Другие знаменитые коллективы и солисты к вам приезжают. Поэтому я очень люблю Алматы. И надеюсь, что этот молодежный оркестр - это не разовая акция. И у него есть большие перспективы.
Я буду задействовать их в своих проектах, приглашать на свои фестивали. Такой драйв был у нас на гастролях, такая живая атмосфера, мы очень подружились. Я вижу, какие это талантливые музыканты, многие просто виртуозы, это нельзя оставлять, нужно развивать это дальше. Честь и хвала маэстро Симонову, который взялся за этот проект. И за такой короткий срок сделал настоящий оркестр с его классным звучанием, появились у него свои черты в некоторых фразах, в некоторых фрагментах. Мне жаль, что все закончилось. Казахстан был последним в нашем гастрольном графике. Завтра я уезжаю в Лондон. Начинаю свое европейское турне, и мне жаль расставаться. Но надеюсь, что мы скоро соберемся вновь.
- По миру за Вами возит известная фирма свои лучшие рояли. Сегодня Вы на чем играли?
- Я играл на местном рояле. У вас, слава богу, есть свой нормальный инструмент. И не один. Конечно, надо за ним ухаживать. Но это качественный инструмент. По СНГ, к сожалению, передвижение моих роялей практически не возможно. Нет здесь таких технических средств, которые бы точно обеспечивали оперативную доставку на мои концерты каждый день. Но в общем на гастролях и с оркестром все было хорошо. Были, конечно, еще проблемы, но мы будем двигаться вперед, я в этом уверен.
Есть разные впечатления от разных стран. От шокового до восхитительного. Шоковое - от того, что люди элементарно отвыкли от концертной жизни, от настоящего, живого исполнения. В Бишкеке никогда не слышали оркестра, это просто беда. В Душанбе даже нет концертного зала, нет рояля. И этот тур, я считаю, должен стать хорошим толчком. Толчком к тому, что в странах СНГ нужно срочно как-то выбираться из этого культурно-концертного кризиса, в котором, к сожалению, они находятся.
В этот список не входит Баку. Я там много раз бывал и знаю концертную публику. Там концертная жизнь “бурлит”.
- Вы как-то сказали, что классика умирает...
- Если говорить об СНГ? Или в мировом масштабе? Это две большие разницы. В СНГ в некоторых странах давно умерла концертная жизнь и классическая музыка. На том уровне, на котором она была во времена Советского Союза. Поэтому мы должны не то чтобы оживить - возобновить. На нас сейчас лежит эта ответственность. И я думаю, если в мире она умирает, то здесь мы должны ее возобновить и поднять с того места, куда она упала.
Я думаю, что все возможно, потому что, в принципе, жизнь идет вперед. И те культурные базы, которые были заложены во всех этих странах до этого, остались. В Алматы, несмотря на то, что база есть, тоже нужно проводить много работы. Я сегодня пообщался с вашими студентами из консерватории, спрашивал, как проходит концертная жизнь...
- Но классическую музыку трудно продвигать, потому что у нас не развит менеджмент в этой области?
- Во всем мире большая проблема продвигать классическую музыку. Самая большая сложность заключается в том, что огромное количество молодых людей находятся в невостребованном состоянии, и это огромная проблема, которую можно решить пока, я думаю, в рамках нашей страны. И потому я делаю это своими фестивалями. И не исключено, что мы дальше будем делать подобные акции, как с этим оркестром.
И еще была одна проблема - наши молодые музыканты, которые уехали в девяностые годы за границу. Там они востребованы, но их никто не знал. Для этого был рожден фестиваль “Крещендо”, который я провожу четвертый год. В этом году он пройдет в Калининграде и Тель-Авиве. Каждый год он проходит в разных городах. Мы не сидим на одном месте - это кочевая история. И уже добились потрясающих результатов. Команда, которая у нас есть, состоит из музыкантов тридцати-тридцатипяти лет, они уже стали архипопулярны в России. Некоторые просто суперпопулярны! На них ходит публика. Они имеют свои абонементы. Это результат!
- Они не уедут за границу?
- Они никуда не уезжают. Мало того, они мечтают здесь остаться, если у них есть возможность. А у них она появилась. И они теперь, гастролируя по всему миру, живут и работают дома. И в наших странах люди должны знать, что у нас есть потрясающие музыканты и на этом мы останавливаться не собираемся.
Что касается продвижения классической музыки - это большая проблема, потому что кроме нас в общем-то никто не занимается новыми именами, новыми талантами. Все хотят видеть суперзвезду на афише и только с Первым концертом Чайковского. Круг исполнителей сужается, и мы непонятно куда идем. И поэтому на нас, на артистах, выступающих во всем мире, на популярных людях, лежит некая просветительская миссия. Даже, может быть, миссия первооткрывателей новых произведений. Поэтому это чрезвычайно важно.
- А Вы сами выбирали, что играть на концерте?
- В этом туре, конечно, нужно было играть популярные произведения. Вот видите, опять же, мы идем на поводу, но, с другой стороны, это первый такой проект.
- Кто для Вас Рахманинов?
- Да, с Сергеем Васильевичем у меня некий виртуальный роман на протяжении уже многих лет и действительно у меня с ним много связано. Я записал пластинку на его рояле в Швейцарии - она имела большой успех. С новыми, неизвестными произведениями. Это предложил мне его внук. И я сделал такой проект с Рахманиновым. Это лучшее, что было создано для фортепьяно.
Рахманинов - такой уникальный человек во всех трех ипостасях - пианист, композитор и дирижер. И он мне близок по своим человеческим качествам. Когда он уехал не по своей воле из России, он страшно тосковал, у него была большая ностальгия. И мне это понятно. Я больше месяца за границей не могу находиться. Я остался жить в России и в общем-то не жалею об этом, наоборот, горжусь! |