ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



По Млечному пути антропологии Культура

Ольга Шишанова
В столице, в Национальном музее РК, прошло торжественное мероприятие “Первому казахскому антропологу - 85 лет”, посвященное юбилею казахстанского ученого, антрополога Оразака Исмагулова. О своем коллеге в эксклюзивном интервью “НП” рассказал заместитель директора по научной работе Национального музея РК, доктор исторических наук РАН и РК, профессор, академик Жакен Таймагамбетов

- Жакен Кожахметович, расскажите об истории антропологии на территории Казахстана как науки.
- Должен сказать, что Оразак Исмагулов - это не только первый антрополог, но и единственный такого масштаба ученый во всем Казахстане, который является основоположником антропологической школы у нас. Дело в том, что сама наука антропология в Казахстане до Исмагулова не получала должного внимания. Когда он закончил исторический факультет КазГУ, именно тогда у него появилась тяга к антропологии. В 50-е годы прошлого века он прошел стажировку в Алматинском мединституте, потом стажировался в институте антропологии и этнологии имени Миклухо-Маклая. В дальнейшем его работа, которая уже была посвящена этнической антропологии Казахстана, вылилась в кандидатскую диссертацию под руководством известного антрополога Георгия Дебеца. С тех пор он предан одному институту - институту истории, археологии и этнографии имени Валиханова.
- Как вы с ним познакомились?
- Когда я оканчивал сельскую школу, то даже не думал о том, что стану археологом. Но лопату - орудие археолога - я научился твердо держать с малых лет. Став старше, я поступил в Казахский национальный университет, проходя на пятом курсе тему “Этническая антропология”, где Исмагулов был нашим лектором. Признаться, тогда я и не думал, что знаменитый ученый впоследствии станет моим коллегой по работе. Его лекции в то время меня завораживали, поскольку он был полевиком-антропологом, практиком. Потом я защитил диссертацию, где моим учителем стал друг Оразака Исмагулова - Алексей Окладников. Сам же Исмагулов пожелал мне тогда “млечного пути”. Я вернулся в Казахстан, мы встретились и стали полноценными коллегами, общаясь со своими соратниками не только из СНГ, но и из стран дальнего зарубежья - раньше кругозор у людей был, думаю, намного шире, так же, как и настоящие дружеские, и рабочие связи. Встретить своих коллег в библиотеке или в книжном магазине было для нас обычным делом. К сожалению, в большинстве своем современная молодежь постепенно теряет вот эти навыки настоящего общения.
- Как вы очутились в стенах Национального музея?
- В прошлом году меня пригласили в этот музей на должность заместителя директора по научной работе. Кроме того, в Национальном музее РК появился институт “Народное достояние”, при котором была открыта лаборатория физической антропологии, где мы сегодня и работаем вместе с Оразаком Исмагуловым по теме этнической антропологии населения Казахстана. Скажу, что сегодня в лаборатории, где работает мой коллега-ученый, накопилось очень большое количество ископаемого археологического материала, собранного со всей территории Казахстана. Ведь, когда археологи работают в поле и находят костные останки, они передают их специалистам-антропологам для дальнейшего исследования. На эту тему, кстати, вышла одна из самых его запоминающихся книг “Этническая геногеография Казахстана”.

 

 

- Вам довелось поработать с Исмагуловым в полевых условиях?
- Да, и это был единственный случай в 1994 году. Он очень серьезный ученый, но в полевых условиях я наблюдал, как он вел раскопки и как беспокоился о людях. Сам же он объездил всю степь. По его словам, для него это было непросто. Путешествовал он и в Монголии, России, Узбекистане и Киргизии, был с раскопками на Мангышлаке. Самое главное, что он вынес оттуда - память о трудностях, которые теперь ему приятно вспоминать. Например, экспедицию в Мангышлаке он начинал с пустыни Кызыл-Кум, у него сломался автомобиль, воду приходилось пить из радиатора машины. Так что не всегда, как видите, работа археолога или антрополога овеяна романтикой. Или вот в Индии, где он находился в середине 70-х годов в экспедиции несколько месяцев, изучая кастовые системы и их представителей. По его словам, он долгое время не мог привыкнуть там фотографировать обнаженных представителей племен в далеких уголках этой страны, которые находились порой еще в первобытнообщинном строе.
- Кстати, Жакен Кожахметович, ведь вы были в составе первой научной экспедиции по поискам останков хана Кенесары...
- Был. Каких-то следов захоронения обнаружить не удалось, но зато мы смогли уменьшить список непроверенных архивных сведений. За короткое время мы отработали несколько самых распространенных версий на тему места захоронения хана Кене. Для чего мы связались с киргизскими коллегами, которые вроде как, по их словам, знали место погребения. Мы даже вместе вели раскопки, но безрезультатно. Теперь мы знаем, что место в ауле Алмалы, а также расположенные рядом ущелья Киши Алмалы и Арчабаши пусты. Между прочим, первую экспедицию в свое время организовал институт истории и этнографии имени Валиханова Академии наук Казахстана. Проходила она в Кыргызстане под руководством тогдашнего директора этого института академика Манаша Козыбаева. В случае обнаружения останков хана и его брата Наурызбая мы планировали перезахоронение батыров на родине, а именно в Кокчетавской области.
- Как сегодня обстоят дела с антропологией в Казахстане? Каковы результаты сегодняшнего дня?
- Все современные люди представляют своеобразный продукт предыдущих эпох, периодов, развития видов - как генетических, так и биологических. Возвращаясь снова к Оразаку Исмагулову, скажу, что ему как раз-таки довелось поработать над тем, чтобы определить степень различия казахского народа от сопредельных народов. Причем в масштабах Евразии. Пришлось даже коснуться таких наук, как стоматология и морфология. А еще им было изучено свыше 40 тысяч образцов состава крови современных казахов. В результате чего ученый пришел к выводу, что казахи занимают свое отдельное положение среди народов, согласно антропологической науке, сближаясь с тюркскими соседями, но не сливаясь с ними. А это уже говорит о том, что казахи изначально имели свой собственный путь развития и формирования, начиная от эпохи неолита. Предками их были, по словам Исмагулова, европеоиды, которые были распространены от тех краев, где сегодня находится современная Испания, до западных районов пустыни Гоби. Любопытно, что эти древние европеоиды к современным никакого отношения не имели вообще.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение