|
Ольга Шишанова В Астане, в Национальном музее РК, состоялось открытие выставки произведений изобразительного искусства “Мир туркменских художников”, приуроченной к 20-летнему юбилею нейтралитета Туркменистана
Вернисаж, на котором представлено более 40 произведений живописи и декоративно-прикладного искусства туркменских художников, был организован в рамках музейного проекта “Мировая культура и современная живопись”. В экспозиции оказались выставлены художественные работы, выполненные в разных жанрах. По мнению организаторов, эта выставка показывает духовное богатство туркменского народа, труд талантливых людей. Кроме того, по замечанию директора музея Дархана Мынбая, “наши родственные народы имеют очень много общего в духовной и культурной сферах, а также в истории. Оба народа всегда ценили породистых лошадей - аргымаков. У туркмен, так же, как у нас, развито искусство кюй. Все это является той самой нитью, которая соединяет эти два народа. Мы думаем, что сегодняшняя выставка еще больще сблизит духовный мир наших народов”.
После обретения независимости в художественной жизни Туркменистана произошли коренные изменения. По инициативе художников-”шестидесятников” и поддержке государства в 1994 году была основана Государственная академия художеств Республики Туркменистан, которая открыла дорогу новому поколению талантливых живописцев, графиков, ваятелей, дизайнеров и архитекторов. И сегодня творчество художников Амангельдыева, Байрамова, Оразнепесова, Одаева, Бабикова, Сейитмухаммедова и Адамовой пронизано национальной самобытностью туркменского искусства. Картины этих мастеров переполняют лирические мотивы, созданный ими художественный мир наполнен личными переживаниями, поэтическим восприятием повседневной жизни. Экспозицию же данной выставки составляют произведения мастеров старшего поколения и работы новой плеяды художников, творчество которых сформировалось за годы независимости.
Например, путь к овладению живописным мастерством у Чары Амангельдыева был достаточно протяженным. Сначала художественная школа в Ашхабаде, потом художественное училище, затем - московский государственный институт имени Сурикова. Первые свои работы художник показал в 1958 году на республиканской выставке “Советский портрет”, где работа мастера на историческую тему “Молодой Махтумкули читает стихи отцу Азади” уже свидетельствует о творческом росте художника. С этого времени Амангельдыев становится регулярным участником всех республиканских и всесоюзных выставок. Он с упоением пишет портреты и натюрморты, жанровые сцены, среди которых хотелось бы назвать такие работы, как “Молодая балерина” и “Портрет джигита Ходжабаева”, “Портрет народного артиста СССР Аманова” и “Куйбышев в Туркменистане”, “Новый район” и “Партизаны”, триптих “К свету”. Во всех этих живописных произведениях Амангельдыев выступает замечательным мастером композиции, умело пользующимся средствами художественной выразительности - краевыми контрастами красок, светотенью и цветовой палитрой. Особенно в триптихе “К свету”, посредством которого мастер раскрывает тему положения туркменской женщины после Октябрьской революции.
Заслуженный деятель искусств Туркменистана Геннадий Бабиков, чьи работы также можно увидеть на представленном вернисаже, - один из основоположников туркменского индустриального пейзажа. Влюбленный в необычную природу западного Туркменистана, зорко подмечая все новое, в своих пейзажах художник стремится отразить современный облик древней страны, преобразованный трудом человека. Его пейзажные работы “У подножия Копет-Дага”, “Красноводский порт”, “Уфра золотая”, “Вышки уходят в море” повествуют о вчерашнем и сегодняшнем дне нефтяного запада Туркмении. Интересна и графическая серия Бабикова “Путь полка”, которая создана этим художником-солдатом во время Великой Отечественной войны. Но совершенно теплые и камерные ноты в творчестве художника с особой полнотой звучат в его лирических пейзажах. Такие работы, как “Ранняя осень” и “Осень в Багире”, “Еагирские виноградники”, наполненные светом и цветом, подкупают обаянием светлого, поэтического взгляда на природу. Мастер натюрморта, Геннадий Бабиков не забывает славить и щедрые дары туркменской земли. Яркие, сочные названия картин “Гранаты”, “Вишня и алыча”, “Виноград” говорят сами за себя. Изящны написанные мастером и древние памятники среднеазиатского зодчества в его этюдах “Хива” и “Текец”. Евгению Адамову с Туркменией, которая стала для нее второй родиной, связывает более 30 лет творческой работы. Героиней живописных полотен Адамовой с самого начала была туркменская женщина на фоне прихода Октябрьской революции в Туркменистан. Первые работы, выполненные на эту тему, художница показала на республиканской выставке в далеком 1940 году, где почти во всех произведениях она изображает свою современницу духовно богатым человеком, причастным ко всему, что происходит в стране. Например, в портрете доярки Хунчи Бабаевой или в портретном изображении матери-героини Халтач Сапаркулиевой, в работах “Колхозный садик” и “Все-таки буду учиться” замечательно преломились мысли и чувства художницы, которая радуется за землю, ставшую ей родной. Интересной страницей творческой биографии мастера является ее сотрудничество в годы ВОВ в “Окнах Туркментага”. Кроме того, военная тематика нашла отражение и в ее картинах “Доноры”, “У постели раненого сына”, “Возвращение. 1945-й”. Стремление к ясным, доходчивым средствам художественной выразительности, сила полотен Адамовой снискали ей подлинно народное признание, да и ее творческие контакты за рубежом также весьма обширны. Работы мастера экспонировались на вернисажах в Болгарии, Канаде, Бирме, Китае, Афганистане и на Цейлоне.
И, наконец, первые выставочные работы Ярлы Байрамова, которыми он заявил о себе после окончания ВГИКа, заявили о том, что на творческом небосклоне Туркмении взошла новая звездочка. Художнику было свойственно острое, поэтическое видение окружающего мира, умение воспринимать события в самом широком смысле этого слова. Туркменское село, такое знакомое художнику с детства, перекочевало в его первые значительные работы. Полотна “Весна пришла к нам в аул”, “Новый мост”, “Хлопкоробы” рассказывают о трепетном отношении художника и его внимании к окружающим его сельчанам. Много времени уделял Байрамов и графике, особенно в области книжной иллюстрации.
Астана |