|
Константин Маскаев Фестиваль современного искусства Artbat Fest в шестой раз облагораживает и украшает южную казахстанскую столицу. Нам ли не знать, как мало любви в большом городе, а одиночество - оно чаще всего там, на эскалаторе и в вагоне метро в час пик и в спрессованном пробкой ползущем потоке, разделенном на персональные ячейки коробок на колесах. Не нас ли приучили сверять возможности с цифрами на табло пункта обмена валют? Тем круче, что в непростой для экономики момент в сердце города осталось место для души, раздумий и созерцания. В том числе внутрь себя
Паблик-арт-проект “Воздух земли”, экспонаты и инсталляции которого разместились преимущественно на улицах, объединил художников из Казахстана, России, Украины, Японии. Представляя проект, один из кураторов, музейный проектировщик и галерист из России Сергей Ковалевский так сформулировал его основную идею: - Современное искусство существует поверх географических и административных границ. Опираясь на фундаментальную для истории и идентики Казахстана фигуру кочевника, мы полагаем, что специфика номадических отношений с пространством, временем и обществом может и должна обогатить художественный состав участвующих в фестивале произведений. При этом в ситуации Алматы ключевым контрапунктом становится то, что это “арт-кочевье” локализуется именно в городской среде.
|
Куратор паблик-арт-проекта ARTBAT FEST6 Сергей Ковалевский и Бьорн Гельгхоф, международный куратор, у “Рингтона”
|
Очень необычно, что некоторые произведения современного искусства, представленные сегодня в Алматы, можно даже не заметить. Быть может, потому, что они адресованы тому, кто способен замедлить бег и воспринять авторскую идею. И вот уже в окнах типовой постройки на пересечении улиц Фурманова и Богенбай батыра обычные решетки “советского” образца вдруг зажигаются лучами солнца, которое в свою очередь можно воспринимать и как своеобразный привет граждан Страны восходящего солнца, пленных японцев, что строили этот дом семь десятилетий назад. Любопытным экспонатом становится и “Уровень жизни” казахстанца Асхата Ахмедиярова, который поднял обычный столик на двоих в уличном кафе до высоты крон деревьев. Тем самым автор предлагает обнаружить в напряженных экологических условиях большого города новые уровни существования. “Обычный летний ресторан на свежем воздухе со стульями и столами на высоких ножках - попытка приблизить желанную ситуацию к человеку и вызвать состояние очарования, смешанное с неловкостью” - такая аннотация сопровождает эту действующую модель.
Соединить энергию Земли, неба и собственные эмоции позволяют струны электронной “мегадомбры”. Идея родилась у дизайнера и иллюстратора Алены Велар, а реализовать ее помогли семейный дуэт, музыканты и мастера струнных инструментов отец и сын Золотаревы. Фактически родился оригинальный музыкальный инструмент, который с помощью струн, пьезодатчика и электронной почты позволяет записать свой диалог с городом и поделиться им с пользователями в сети. Собственные впечатления от реализации идеи Алена определяет как неразрывную совокупность трех сильнейших чувств: веры, надежды и любви. - Прежде, когда эта идея посетила меня, я очень поверила в ее жизнеспособность. В поисках способа реализации общалась с многими людьми - от музыкантав до звукоинженеров и строителей. Стояла задача не только изготовить инструмент, но и написать компьютерную программу, которая бы собрала все воедино. Многие говорили, да, это можно сделать, но никто не брался помочь. Я почти отчаялась найти того, кто мне поможет в этой части проекта, но меня поддерживала надежда, что все состоится. И программист Дмитрий Рыпалов нашелся как бы вдруг, когда почти не оставалось времени, и взялся за эту работу с большим воодушевлением. Если взять на помощь язык кулинарии, ему удалось для известного блюда открыть свой собственный рецепт.
|
Художники Елена Старкова (Россия) и Асхат Ахмедьяров (Казахстан)
|
Оригинальную музыку, пять звуковых дорожек специально для проекта “Рингтон” записал наш алматинский музыкант и композитор Дмитрий Усанов. От себя добавлю, что теперь этот проект олицетворяет именно любовь, поскольку пришелся по душе. Во-первых, потому, что любой, кто идет мимо или посещает кофейню, рядом с которой появился “Рингтон”, может добавить к вибрациям ее струн музыку своей души. Во-вторых, сама автор воспринимает участие в фестивале как возможность признаться в любви к своему городу и подарить ему частицу своего творчества. Нельзя обойти вниманием и необычную инсталляцию “На верхней полке”, которую соорудил в здании вокзала “Алматы-2” мастер трансформации внешнего во внутреннее, упаковавший интерьерами множество городских монументов по всему миру, японец Тацу Ниши. Для Алматы он придумал одомашнить транзитное пространство зала ожидания вокзала. Он воспроизвел и поднял почти под потолок фрагмент жилой территории, обычной гостиной с привычным интерьером, где на мягком ковре стоят стол и стулья, уголок мягкой мебели, книжный шкаф, есть телевизор, журналы, книги, сувениры и картины на стенах. Мастер назвал это капсулой для того, кто избегает открытых многолюдных пространств. Для путешественника, который взял в поездку свое жилище, чтобы оставаться наедине с собой в суетливой толпе. Инсталляция должна сигнализировать нашим чувствам о возможности открыть уютное, теплое, индивидуальное место в самой гуще социальности. Также комната дает возможность любому “посидеть на дорожку”. Или заполнить паузу ожидания встречей с современным искусством.
Известно, что, представляя каждую свою работу, Тацу Нишу использует новый псевдоним. В Алматы он выступил как Татуро Атзу. Artbat Fest обогащает городское пространство не только в фестивальный период. Часть работ становится достоянием города. Они остаются и даже теряют связь с моментом появления. Другие работы живут только в рамках фестивальной программы. Увидеть большинство работ нынешнего фестиваля можно до 27 сентября. Карта, которая поможет составить свой собственный маршрут путешествия в мир современного искусства, доступна по ссылке: artbat.kz Фото Талгата Галимова, Константина Маскаева, Тео Фрост |