|
Ольга Шишанова Михаил Елисеев - из поколения молодых актеров и режиссеров, которые по праву могут войти в золотой фонд современного кинематографа. Изысканная подача роли, абсолютная вживаемость в своего персонажа и правда в отношении зрителя, потому что иначе нельзя, иначе и не получится - все это стало поводом для эксклюзивного интервью артиста корреспонденту “НП”, которое состоялось в одном из прелестнейших мест Санкт-Петербурга - в Летнем саду
|
- Михаил Анатольевич, расскажите о своих ролях в кино. Какая из них наиболее значима для вас? Какая наиболее близка по духу? - Наиболее близка мне роль Александра Грибоедова. Стремление к абсолюту, безусловный аристократизм и стоицизм - черты главного героя, которые я хотел бы в себе аккумулировать. В той или иной степени сюда можно отнести и моего персонажа Лопаткина в фильме “Не хлебом единым”, а также Петра Версилова в “Своя чужая жизнь”. Всех этих персонажей объединяет еще и наличие одаренности. Не могу не сказать еще и о киноленте “Служу отечеству”. Как-то легла на душу эта незамысловатая история. Это был тот случай, когда с первой страницы сценария ты чувствуешь, что персонаж - твой. Да и утвердили меня на нее без проб. Хотя, в принципе, почти все мои работы были интересны, я дорожу большинством ролей, которые мне доверяли, за редким исключением. О неприятных ролях и вспоминать не хочется: ощущение, что взялся не за свое дело, у кого-то украл работу. - Что вы можете сказать о развитии сегодняшнего кино? Его плюсы, минусы, особенно в сравнении с кино зарубежным? - К сожалению, на сегодняшний день в российском кино, скромно говоря, не самом последнем в мире, нарушена преемственность. Долгое время кино- и телепроизводство были в роли брошенного беспризорного ребенка. Потом, когда о нем вспомнили, оказалось, что он уже изрядно подрос и живет не в традиции, а сам по себе. К тому же возрос спрос на телепродукцию - ведь надо же во что-то вставлять рекламу. Ну а дальше сами знаете - погнали. Это тот случай, когда количество не всегда переходит в качество. Пришлось начинать с нелепостей в духе немого кино. В общем, “дитя” растет само по себе и само себе нравится. - Вы как-то упомянули, что хотите сыграть авантюриста. Почему вдруг? - А сегодня трудно представить иного героя. Остап Бендер, пожалуй, единственный, кто прекрасно чувствует себя среди созревающих новых элит и вновь изобретаемых велосипедов. Хотя должен сказать, что частично мне это уже удалось - я с огромным удовольствием взялся за роль Глотова в сериале “Выжить после”. Это был отрицательный персонаж, но при этом он оказывался очень находчивым, вертким, что ли. В нем была какая-то поэзия от дьявола, если хотите, и никакой самоцензуры - ему можно было почти все. Было бы интересно сделать что-то подобное на тему современной политики с ее законченной беспринципностью и наглостью, где сюжеты вроде советских сериалов “Вся королевская власть” или “Рафферти” покажутся детским лепетом. Кстати, думаю, это вполне закономерно, что сегодня российское телевидение не в состоянии снимать истории из западной жизни, а ведь когда-то умели, и это не становилось “развесистой клюквой”. Сравнение, например, фильмов о Шерлоке Холмсе, к сожалению, будет не в пользу последнего отечественного сериала. - Что вас вдохновляет в создании той или иной роли на экране или на сцене? С чем это вообще может быть связано? - В кино интересна сама роль - личность. Важно чувствовать ее своей, неоднозначной. Неинтересно, если положительный герой идеальный и “круглый”, как бильярдный шар. Так же скучно, если отрицательный персонаж сразу с рогами и копытами. Господь Бог отнюдь не равномерно распределил черное и белое в нашей жизни. Так и вижу по телевизору сказки или комиксы на западный манер. А в театре, наоборот, интересны артисты. Это партнеры, друзья, близкие люди. С ними одинаково хочется и смеяться, и плакать. Если этого не случается, то все становится очень тоскливо. Не верю, что театр начинается с вешалки. Театр начинается с артиста. Сами посудите: нет сцены, нет костюмов, но есть артист - есть и театр. Есть сцена, есть костюмы, есть пьеса, а нет артиста - нет театра. А вот американские и английские (европейские) кино и телевидение не знали простоев. Поэтому процесс воплощения развивается равномерно и стремительно. Я не могу себе представить, что в России может появиться сериал вроде “Карточного домика” или “Босса”. Они не боятся рассказывать истории про себя на предельной степени откровения. И цензуры минимум, и мастерства максимум. Меньше всего хотелось бы ругаться, но если честно признаться, смотрю-то я западные сериалы и фильмы, а контент отечественный очень узок, чего не скажешь про российскую новостную телеленту. На новости всегда был спрос, телевидение новостей всегда развивалось, и сейчас я могу даже по звуку различить - новости какого канала в эфире. - Вы - театральный режиссер. Ваши проекты, мысли, планы, творческие задумки в этом направлении? Где легче или сложнее - в кино или в театре? Почему? - Легче там, где нас нет. Кино и театр - это разные области игрового искусства. Театральный процесс - он накопительный: долгие репетиции, возможность замены актера. Кино снял, и все - раз и навсегда. Либо удача, либо “плевок в вечность”. Правда, потом можно что-то подправить, смонтировать, сократить, но изменить не получится. В общем, и там, и там интересно. Что касается моих планов, то их множество, так что смешить Господа не хочется. Тянет к большой классике, к Шекспиру, Пушкину, Уильямсу. К поэзии - ее мало в театре. Очень интересно было бы поставить и детектив на сцене, а так же спектакль без слов - не пантомиму, не балет, а внетекстовую историю.
- В чем разница между артистом и режиссером, кроме всем известной? В чем это заключается для вас - большей свободе, самовыражении или наоборот? Каким должен быть артист и каким режиссер, чтобы от их тандема родилось чудо искусства? - Артист, конечно, более свободен. Он главный объект для зрителя. Последний может не заметить декораций, музыку не услышать, про режиссуру не говорю, но артиста оценит всегда. И всегда скажет: плохо или хорошо. Будет хвалить или ругать его лично, его мимику, голос, походку, его личную игру. А режиссера или музыканта он может чувствовать только опосредованно, опять же через артиста. У кого больше ответственности, тот наделен и большей свободой. Но, конечно, не все так однозначно. Где-то больше, где-то... Главное, все зависит от таланта человека, от объема его личности. Есть гиганты режиссуры, и авторитет их в кино или театре играет большое значение, но артист - это вершина сценической конструкции. А какими должны быть актер и режиссер... Талантливыми! Но это еще не значит, что успех неминуем. Игра в театр или в кино - это всегда рулетка. А в России - русская рулетка.
Астана - Санкт-Петербург - Астана |