|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК в рамках проекта “Мировая культура и современная живопись” проходит юбилейная выставка заслуженного художника России Вячеслава Михайлова, приуроченная к 70-летию мэтра. В экспозиции представлено около 90 живописных и графических произведений художника, созданных им в разные годы и в различных техниках
По мнению арт-критиков, работы, вошедшие в настоящую экспозицию, демонстрируют, с одной стороны, сильные стороны академизма, с другой - уникальные разработки техники письма на смешанной основе оргалита, левкаса и песка. Как оказалось, Михайлов по-своему прочитывает и переосмысливает мотивы классических произведений ушедших эпох. Особое предпочтение художник при этом отдает шедеврам периодов Возрождения и барокко. В качестве примера можно сослаться на реминисценции известных сюжетов - “Тайная вечеря”, “Неверие Фомы по Караваджо”, “Каин и Авель”, “Святой Георгий”.
Кроме того, на выставке представлены работы из знаменитой серии “Флорентийские мотивы”, где художник выразил свою любовь к этому городу, в котором жили и творили величайшие художники и поэты - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарка. По словам самого художника, во всех его картинах этого цикла присутствует теплый красный цвет как символ красоты. Что же касается графических работ Михайлова, в них он показывает свое высокое мастерство, сохраняя духовное и интеллектуальное содержание произведения, подчас придавая работам литературно-символическое звучание. Графика для Вячеслава Михайлова - это его дневник, творческая лаборатория и антология его мира. Не случайно в экспозиции представлены 20 графических листов Михайлова из серии “Лики”, среди них лики - лица президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, президента России Владимира Путина, а также режиссера Валерия Приемыхова, писателя Андрея Платонова и художника Анатолия Белкина. Причем художник создает лики-лица не с натуры, а словно “проходя сквозь натуру”, основываясь на подсознательных впечатлениях и рационалистических выводах.
Красной нитью сквозь вернисаж проходят античные мотивы художника, которые словно ждали своего часа, чтобы свободно и естественно влиться в искусство Михайлова. Мастер, наделенный тончайшей восприимчивостью к классическому искусству, со свойственным ему темпераментом и чувством стиля воскрешает будто в отдаленных, но слепяще ярких воспоминаниях мощь фидиевского резца и триумфальные перспективы мраморных зданий Акрополя, удивительным образом являясь при этом одним из самых известных представителей петербургской современной живописи.
Впрочем, все его работы богаты средствами художественной выразительности, художник имеет свой неповторимый стиль. Экспериментируя с формой и материалами, он отступает от признанных зрителями рамок и создает совершенно новую технику, придавая своим картинам объем, что привносит особую красоту и эстетику. Михайлов работает сериями, и все его картины хранят память о прошлом, заставляя зрителя погружаться в атмосферу произведения, обдумывать и переживать сюжет.
Сегодня его работы украшают Русский музей, Третьяковскую галерею, частные коллекции в Лондоне, Нью-Йорке, Ираке и Париже. Несколько полотен приобрел Мишель Легран. По признанию самого Михайлова, он нарисовал, а точнее, сделал руками более тысячи полотен. “Кроме обычных красок и материалов я как бы мусорные материалы начинаю употреблять в живописи. Помните, как Ахматова говорила: “Кто бы знал, из какого мусора слагаются поэмы”, - делится художник секретами творчества. В своих картинах Михайлов использует песок, битум, пластмассу, клей, мешковину. А лучший подарок мастеру - рулон рубероида. Любопытно, что среди друзей и почитателей таланта художника - люди разных профессий. Это врачи и инженеры, журналисты и актеры. Большинство из них признают, что картины Михайлова вызывают у них вдохновение, а одно и то же полотно каждый день подсказывает новые идеи.
А между тем в панораме современной русской живописи, созданной поколением, родившимся в конце Второй мировой войны, Вячеслав Михайлов - один из самых строгих последователей экспрессионизма ХХ века. Его агрессивное письмо вторглось в мир с силой страсти, переворачивая и проникая внутрь вещей, высвобождая их скрытую истинную сущность. Не случайно кроме овладения стилем, обретения собственного неповторимого выразительного языка в его живописи присутствует потребность воплотить собственную правду, собственное представление о мире и человеке, свою концептуальную идею. И это творческое пространство возникает в работах Михайлова не только в силу поиска глубинной сокрытой правды реальности, но и как результат медитации у произведений великих мастеров прошлого от итальянского Возрождения до XVII века с доминирующим творчеством Рембрандта. Ведь именно Рембрандту посвящены многие его работы, где он заново переживает его, возвращается снова и снова с глубокой, обращенной на самое себя интерпретации реальности, в беспрестанном поиске того, что скрывается за внешней видимостью вещей.
И тут же, воплощая человеческие образы, Михайлов стремится к мощным, почти скульптурным по пластике эффектам. Изображения кажутся сотканными из субстанции материи, сырой и древней, иногда чуть тронутой поэтическим проблеском. Отношение к этой субстанции глубинно-завораживающее, ведь именно в ней, в этой живописной материи художник ищет и находит преодолевающую инертность выразительную силу, исполненную живой мощью и созвучную его тематической направленности.
Кстати, плотность - вот, пожалуй, чем можно охарактеризовать его творчество.
Приверженец чистой формы, Михайлов наращивает и выдает цвет, как шахтер из штрека в самоцветной горе. Все идет в дело и для воплощения: впадинка, соринка, бугорок. Краска покрывает их и делает драгоценными. Потому-то от его работ веет ощущением надежной красоты. И нравится нам это или нет, но мы живем в период “интерпретаций и комментариев”, когда лишь одно сугубо модерновое чувство или, вернее, отношение, извлекая памятники прошлого из исторического контекста, делает их “артефактом” нынешней действительности. О подобном постмодернизме вспоминаешь сразу же, находясь на выставке, где до 1 октября экспонируются “фальшивые Рембрандты” Вячеслава Михайлова.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана
|