|
Мария Коленко В числе основных проектов одного из лучших каскадеров страны, актера и постановщика трюков Нурлана Алтаева - фильмы “Кочевник”, “КЕК”, “Монгол”, “Кто вы, господин Ка?”, “Ваше высочество”, “Храбрые перцем” - этот список можно продолжать еще очень долго. О своем творческом пути он рассказал в эксклюзивном интервью “НП”
- Нурлан, ваша большая роль в кино - это удача, случайность? - Я всегда мечтал сниматься, но это было именно мечтой в отличие от желания петь, которое я осуществил, поступив в Академию имени Жургенова на отделение эстрадного вокала. Но помимо этого я уже четыре года занимался в каскадерской группе. Скорее для себя. - А чем зарабатывали, когда не было работы в кино? - Я приехал в Алматы из Талдыкоргана, работал охранником, дослужившись до должности начальника охраны на предприятии. До этого работал в ночном клубе, где случайно и познакомился с каскадерами. Они позвали к себе, потому что у меня были хорошие физические данные - я только что отслужил в ВДВ. Проверили по определенным критериям, посадили на лошадь, в итоге взяли к себе. Первым фильмом, котором я работал в качестве каскадера, была историческая картина “Кочевник”. Тогда-то мне и пришлось “завязать” с вокалом и эстрадой. Я полностью отдавался новому делу, и в результате стал заместителем руководителя нашей группы каскадеров “Номад”.
- К чему-то это вас обязывает? - Да, это накладывает определенные обязанности. И раньше было непросто: каждый день тренировки, работа с лошадьми, а сейчас появилась еще и ответственность за команду, много работы с документами. Стали проводить тренинги для актеров по азам каскадерского дела. Нашу группу знают в мире. Мы и конники известные, и рукопашным боем занимаемся, и фехтованием, и драки ставим, и трюки... Поэтому иногда даже не хватает времени на актерские кастинги. - А музыку, пение совсем забросили? - Музыка стала моим хобби. Я пел в кабаке шансон. Еще больше люблю петь романсы. Я пою в таких местах, куда люди приходят не тусоваться, не пить и беситься, а расслабиться, отдохнуть и послушать хорошую музыку. Приходят влюбленные и семейные пары, разные люди. Я исполняю музыку ретро. - Когда вы впервые сели на лошадь? - С лошадьми я общаюсь с детства, хорошо знаю их характер. До третьего класса рос у бабушки с дедушкой в деревне. Не в ауле, а именно в деревне. Там находился большой российский конезавод, и жили десять русских семей. Мы были единственной казахской семьей. А бабушку и деда называли Катя и Борис. Мой дед работал конюхом на заводе. Там были и рысаки, и здоровенные тяжеловесы. После переезда в город все равно каждое лето приезжал на каникулы в деревню. Такое воспитание в русской деревне сказалось немного и на языке: до сих пор говорю по-казахски с акцентом. - И вот вы снова на коне в прямом смысле - в числе каскадеров группы “Номад”. - Сначала я пришел в команду Бахадира Джалметова, но она распалась, и на проекте “Кочевник” Джайдарбек Кунгужинов - руководитель команды “Номад” - предложил мне остаться в его группе. Здесь уже был и мой первый наставник по каскадерскому делу Алексей Духнов. Он учил меня фехтованию и всем азам, например, высотному падению. Именно он проверял меня физически. Думал, что я скажу: “Нет, Лех, давай я не буду этим больше заниматься”. Но я не сдался. - Вашу команду хорошо знают далеко за пределами родины. - Нас узнали после фильма “Монгол”. Этому способствовал режиссер Сергей Бодров-старший. Никогда не думал, что с ним познакомлюсь. Но в Китае, когда я на съемках сломал ногу, он приезжал ко мне в больницу. Прямо из гостиницы, на велосипеде. - Травма осталась на память о съемках? Как так вышло? - Я должен был выполнить трюк: перед камерой, снимавшей крупный план, упасть и сгруппироваться, потому что через меня потом скачет массовка - 500 наездников. Сделал три дубля, потом упал, момент был острый, и я ничего не почувствовал. А когда уже встал... тут же вновь свалился. Меня быстро увезли в больницу, наложили шину, железку врастили. Дома, правда, из-за перемены климата организм ее отторг. Зато все хорошо срослось. А тогда я лежал в палате десять дней, и Бодров, приезжая ко мне, рассказывал о фильме, об Италии, где он жил. Про сына я его не спрашивал, трагедия наложила на него определенный отпечаток. Но вообще он тоже немногословный, но очень приятный в общении. Мы с ним еще на “Кочевнике” познакомились. Я тогда совсем молодой был, даже трюки не умел делать. Издалека проезжал на лошади: поздороваюсь с режиссером, и все. - Ну а потом, получается, он дал вам “зеленый свет” в большое кино? - После “Монгола” он нас хорошо разрекламировал. И вот нас пригласили на фильм (это была комедия) с Натали Портман. Впервые поехали не как каскадеры: в эпизоде мы играли самураев. Хорошо, что нас “убили” еще в начале фильма - он оказался пошлым. Но на съемках мы пробыли два месяца. Там были испанские каскадеры, обучавшие актеров езде на лошадях. Они обрадовались, что мы все умеем сами. Познакомились. И потом уже благодаря этим испанцам нас пригласили на съемки сразу двух фильмов. Половина команды отправилась на “47 ронинов”, а половина - на “Неудержимых-2”. И пошло-поехало... “Дорога домой”, “Конан-варвар”, “Марко Поло” (несколько периодов). Сейчас вот шеф уезжает с 30 каскадерами в Россию на картину “Викинги”. У меня самого уже около полусотни работ в кино. - Молодежь к вам в группу приходит? - Да, я как раз за них и отвечаю. Сейчас у нас коллектив уже большой - около шестидесяти человек. Кто-то из опытных каскадеров обучает новичков различным навыкам: джигитовке, постановке трюков, фехтованию, рукопашному бою. Я отвечаю за дисциплину и порядок. В первую очередь, я наблюдаю за отношением к работе, знаю характер каждого новичка. Молодых сразу отправляю на конюшню. Мы все через это прошли. Там видишь, как человек относится к лошади, к животным. Если любит, то и кормит вовремя, и не в тягость убрать за ней, почистить ее. - А школа верховой езды действует? По-прежнему работаете с детьми-инвалидами? Как у вас началась эта работа? - Со школой все в порядке. C конца марта встречаемся два раза в неделю. Это благотворительный проект. Началось все с того, что когда-то к нам привели детей-инвалидов. Мы их катали прогулочным шагом. Знали, что общение с лошадьми способствует улучшению состояния больных. Наблюдали за процессом и сами: видели результаты, радостных родителей. Потом Джайдарбек принял решение взять шефство над такими детьми. С тех пор мы сотрудничаем с ассоциацией родителей детей-инвалидов “Арди”. Они этому очень рады: ведь раньше за конные прогулки им приходилось платить, и немало, а мы работаем бесплатно. Был даже момент, когда леваду нашу, где проходит верховая езда, хотели закрыть. Но ассоциация “Арди” встала на нашу защиту и помогла отстоять это место. - Чем занимается каскадер в будни? - У каждого каскадера команды есть закрепленная за ним лошадь. За ней нужно следить, ежедневно ухаживать, работать с ней, чтобы не стояла, выводить в леваду, на манеж. У нас ежедневные тренировки. Как конно-акробатическая группа мы работаем в цирке - и в казахстанских программах, и с приезжими. |