ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Почерк древних скифов Культура

Ольга Шишанова
Говорят, изречение “Красота спасет мир” и по сей день не утратило своей актуальности. Все чаще можно увидеть, как казахские девушки с удовольствием носят отечественные ювелирные украшения, а солидные дамы постепенно отходят от зарубежных чужеродных брендов

Посредством большого разнообразия серебряных изделий, некогда талантливо разработанных народными умельцами - алка, шолпы, браслеты, перстни, нагрудные и накосные украшения, серьги и кольца, казахстанские красавицы транслирует в мир свою самобытность, неповторимость и непохожесть - все, что сегодня ценится на вес золота и вызывает удивление, восторг, восхищение. Вот и на выставках-ярмарках, организуемых столичным Центром ремесел, неизменным успехом пользуются стенды с ювелирной продукцией, но особенно охотно раскупают ее иностранцы. В цене орнаментальная, композиционная, стилистическая оригинальность, да к тому же защитные и магические функции сияющих лунных серебряных украшений.

 

 

А вот в повседневной жизни для современного казахстанца рынок ювелирных изделий представлен массовым продуктом. А с открытием границ соседнего государства намечается наплыв еще более дешевой ремесленной продукции, и то, что орнамент немного разнится, не беда, ведь не каждый разбирается в художественных тонкостях.
Однако, понимая более серьезный аспект этой темы, говоря об актуальном состоянии и перспективах ювелирного направления в декоративно-прикладном искусстве Казахстана, хочется отметить интересный факт: проводимый ЮНЕСКО конкурс “Знак качества ремесленной продукции” среди стран Центральной Азии уже много лет выделяет в качестве победителей в секции “Ювелирное искусство” наших казахстанских ювелиров. Среди них такие седовласые мастера-зергеры, как Аманкельды Мукажанов, Сержан Баширов, Сериккали Кокенов, Мурат Дуйсенов, молодые таланты. И это не случайно. Ведь история художественной обработки металла, то есть ювелирного искусства казахов, хоть и уходит корнями в очень древние времена, но и сегодня не утратила нитей своей преемственности. В этом большая сила и потенциал развития современного декоративно-прикладного искусства Казахстана. При этом базовыми практическими техниками, стилями, направлениями и даже сюжетами в ювелирном народном творчестве казахов, безусловно, являются почерпнутые из древнего звериного стиля скифов и саков, геометрии гуннского периода, эволюционных находок тюркской эпохи. Общими признаками типичных ювелирных изделий здесь можно назвать декор украшений полудрагоценными камнями из сердолика, бирюзы, перламутра, яшмы и нефрита, где по краям и тулову изделия расположена витая скань и зернь. Казахские мастера золотых и серебряных дел всегда в совершенстве владели различными техниками обработки металлов, применяя в отделке изделий насечку, гравировку, выпиловку, резьбу, филигрань, зернь, скань, инкрустацию камнями. А стремясь достигнуть совершенства в технических приемах, сложности и разнообразии форм, народные мастера-зергеры оттачивали оригинальный орнаментальный декор. Ведь сам по себе декор никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого, в его основе лежит функциональность изделия, красота приходит вслед за ней. Поэтому мотивы, используемые для украшения, являются предметом стилизации, основная цель которой - преобразование облика исходного изображаемого.

 

 

Стилизация достигается обобщением для того, чтобы зрителю было доступно и понятно. Именно обобщение позволяет порой малопривлекательному исходному образу придать максимальную выразительность. В любом случае, стилизация заставляет художника приспосабливаться к законам, которые диктует металл, в частности, серебро или золото. Одновременно в стилизации кроется опасность потерять собственный художественный почерк. Например, сложность звериного стиля в том, что его завораживающая мистика цепко держит художника, и оторваться от копирования - большая проблема для художника, пытающегося работать в этом стиле.

 

 

Однако зергеру Бахтияру Таурбекову за многие годы творческого труда удалось создать и сохранить собственный авторский почерк, а в ювелирном искусстве это очень большая проблема, ведь отойти от простого копирования величайшего культурного наследия нашего народа удается не каждому мастеру. Однако уникальность творческого почерка Таурбекова заключается в том, что он сумел развить свой художественный метод и представить его как обособленный авторский стиль, в виде своеобразной миниатюрной скульптуры, что сродни архитектурному рельефу. В своих неповторимых ювелирных произведениях мастер сохраняет высокую ценность и достоинство самого металла, достигая высот утонченного мастерства за счет чистоты формы, линий. За авторскую интерпретацию скифо-сакского звериного стиля он был удостоен звания академика Академии художеств РК.
Художник отошел от первичного принципа тотема и, взяв за основу декоративность, объединил скифо-сакский и казахский стили, основываясь на законах классического искусства и академической школы. В итоге мастер создал современные произведения, отличающиеся монументальностью, великолепной декоративностью и завораживающей мистикой звериного стиля, сохраненной в образах и сценах животного мира. Ну а символический язык замечательно передает иконографию и космогонию древнего мира. Повторимся, что скифо-сакский звериный стиль дошел до нас в невероятном множестве стилизаций, и найти что-либо новое в этом стиле для мастера невероятная удача.

 

 

Кстати, задолго до достигнутых высот мастерства путь поиска Бахтияра Таурбекова, выпускника Алма-Атинского театрально-художественного института, начинался как обычный рутинный труд ученого в библиотеке. Необходимая информация собиралась им по крупицам во множестве источников, в материалах археологических раскопок, в артефактах, дошедших до нас через призму эпох. А еще - научный подход, серьезная искусствоведческая подготовка, практический опыт, и самое главное - живой генетический код, энергия которого позволила мастеру-зергеру представлять сегодня свои ювелирные изделия, претендующие на звание “Национальный бренд в ювелирном искусстве Казахстана”.
Не будем забывать, что Бахтияр Таурбеков - сын Великой степи, которую называют колыбелью человеческих цивилизаций, где каждая зародившаяся новая цивилизация оставляла неизгладимый след в памяти потомков, продолжающих вечное искусство звериного стиля.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение