|
Ольга Шишанова Говорят, изречение “Красота спасет мир” и по сей день не утратило своей актуальности. Все чаще можно увидеть, как казахские девушки с удовольствием носят отечественные ювелирные украшения, а солидные дамы постепенно отходят от зарубежных чужеродных брендов
Посредством большого разнообразия серебряных изделий, некогда талантливо разработанных народными умельцами - алка, шолпы, браслеты, перстни, нагрудные и накосные украшения, серьги и кольца, казахстанские красавицы транслирует в мир свою самобытность, неповторимость и непохожесть - все, что сегодня ценится на вес золота и вызывает удивление, восторг, восхищение. Вот и на выставках-ярмарках, организуемых столичным Центром ремесел, неизменным успехом пользуются стенды с ювелирной продукцией, но особенно охотно раскупают ее иностранцы. В цене орнаментальная, композиционная, стилистическая оригинальность, да к тому же защитные и магические функции сияющих лунных серебряных украшений.
А вот в повседневной жизни для современного казахстанца рынок ювелирных изделий представлен массовым продуктом. А с открытием границ соседнего государства намечается наплыв еще более дешевой ремесленной продукции, и то, что орнамент немного разнится, не беда, ведь не каждый разбирается в художественных тонкостях. Однако, понимая более серьезный аспект этой темы, говоря об актуальном состоянии и перспективах ювелирного направления в декоративно-прикладном искусстве Казахстана, хочется отметить интересный факт: проводимый ЮНЕСКО конкурс “Знак качества ремесленной продукции” среди стран Центральной Азии уже много лет выделяет в качестве победителей в секции “Ювелирное искусство” наших казахстанских ювелиров. Среди них такие седовласые мастера-зергеры, как Аманкельды Мукажанов, Сержан Баширов, Сериккали Кокенов, Мурат Дуйсенов, молодые таланты. И это не случайно. Ведь история художественной обработки металла, то есть ювелирного искусства казахов, хоть и уходит корнями в очень древние времена, но и сегодня не утратила нитей своей преемственности. В этом большая сила и потенциал развития современного декоративно-прикладного искусства Казахстана. При этом базовыми практическими техниками, стилями, направлениями и даже сюжетами в ювелирном народном творчестве казахов, безусловно, являются почерпнутые из древнего звериного стиля скифов и саков, геометрии гуннского периода, эволюционных находок тюркской эпохи. Общими признаками типичных ювелирных изделий здесь можно назвать декор украшений полудрагоценными камнями из сердолика, бирюзы, перламутра, яшмы и нефрита, где по краям и тулову изделия расположена витая скань и зернь. Казахские мастера золотых и серебряных дел всегда в совершенстве владели различными техниками обработки металлов, применяя в отделке изделий насечку, гравировку, выпиловку, резьбу, филигрань, зернь, скань, инкрустацию камнями. А стремясь достигнуть совершенства в технических приемах, сложности и разнообразии форм, народные мастера-зергеры оттачивали оригинальный орнаментальный декор. Ведь сам по себе декор никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого, в его основе лежит функциональность изделия, красота приходит вслед за ней. Поэтому мотивы, используемые для украшения, являются предметом стилизации, основная цель которой - преобразование облика исходного изображаемого.
Стилизация достигается обобщением для того, чтобы зрителю было доступно и понятно. Именно обобщение позволяет порой малопривлекательному исходному образу придать максимальную выразительность. В любом случае, стилизация заставляет художника приспосабливаться к законам, которые диктует металл, в частности, серебро или золото. Одновременно в стилизации кроется опасность потерять собственный художественный почерк. Например, сложность звериного стиля в том, что его завораживающая мистика цепко держит художника, и оторваться от копирования - большая проблема для художника, пытающегося работать в этом стиле.
Однако зергеру Бахтияру Таурбекову за многие годы творческого труда удалось создать и сохранить собственный авторский почерк, а в ювелирном искусстве это очень большая проблема, ведь отойти от простого копирования величайшего культурного наследия нашего народа удается не каждому мастеру. Однако уникальность творческого почерка Таурбекова заключается в том, что он сумел развить свой художественный метод и представить его как обособленный авторский стиль, в виде своеобразной миниатюрной скульптуры, что сродни архитектурному рельефу. В своих неповторимых ювелирных произведениях мастер сохраняет высокую ценность и достоинство самого металла, достигая высот утонченного мастерства за счет чистоты формы, линий. За авторскую интерпретацию скифо-сакского звериного стиля он был удостоен звания академика Академии художеств РК. Художник отошел от первичного принципа тотема и, взяв за основу декоративность, объединил скифо-сакский и казахский стили, основываясь на законах классического искусства и академической школы. В итоге мастер создал современные произведения, отличающиеся монументальностью, великолепной декоративностью и завораживающей мистикой звериного стиля, сохраненной в образах и сценах животного мира. Ну а символический язык замечательно передает иконографию и космогонию древнего мира. Повторимся, что скифо-сакский звериный стиль дошел до нас в невероятном множестве стилизаций, и найти что-либо новое в этом стиле для мастера невероятная удача.
Кстати, задолго до достигнутых высот мастерства путь поиска Бахтияра Таурбекова, выпускника Алма-Атинского театрально-художественного института, начинался как обычный рутинный труд ученого в библиотеке. Необходимая информация собиралась им по крупицам во множестве источников, в материалах археологических раскопок, в артефактах, дошедших до нас через призму эпох. А еще - научный подход, серьезная искусствоведческая подготовка, практический опыт, и самое главное - живой генетический код, энергия которого позволила мастеру-зергеру представлять сегодня свои ювелирные изделия, претендующие на звание “Национальный бренд в ювелирном искусстве Казахстана”. Не будем забывать, что Бахтияр Таурбеков - сын Великой степи, которую называют колыбелью человеческих цивилизаций, где каждая зародившаяся новая цивилизация оставляла неизгладимый след в памяти потомков, продолжающих вечное искусство звериного стиля.
Астана |