|
Мария Коленко Инженер-механик из Кызылорды давно покорил сердца казахстанских зрителей. Отец троих детей, спортсмен, телеведущий, он много лет имеет устойчивое жизненное амплуа киногероя. Но Мурат Бисенбин решил не останавливаться на этом и встал по другую сторону камеры
- Мурат, недавно вы примерили на себя иную роль - продюсера. Какие сложности пришлось испытать в этом новом качестве? - Смотря какого рода сложности вы имеете в виду. Они всегда есть, но все решаемо. Основные сложности были на стадии препродакшн, в подготовительный период, когда мы только приступали к съемкам. В основном это касалось поиска и подготовки натуры. - Вам понравился опыт работы в качестве продюсера? Все-таки это сложный процесс, во многом неспокойный. - Я бы даже так не ставил вопрос - понравилось или нет. Мне это просто было интересно. Хочется себя в будущем реализовать как продюсера кино в полном смысле этого слова. - Не пострадает ли от этого ваша актерская деятельность? Не потеряет ли вас как харизматичного героя казахстанский зритель? - Думаю, что нет. Я вообще отношусь к своей актерской деятельности с легкой иронией, скорее, как к хобби. Потому что казахстанский кинематограф сейчас - понятие очень условное, и у актеров нет такой плотной занятости, как в других странах. Мне нравится сниматься, но каких-то дивидендов это особо не приносит. Поэтому и фильмография с моим участием не очень большая.
- Но вас хорошо знают еще со времен фильмов “Рэкетир” и “Кто вы, господин Ка?”. - Да, мне повезло больше других. И бывая в соседних республиках, в России, я удивлялся тому, что на улицах меня узнают. Даже в Москве подходили, просили автограф, фотографировались. В этом плане я везучий. - Там вас по “Рэкетиру” знают? - Была смешная история. Как-то подошли ребята кавказской национальности. Я подумал, что узнали по “Рэкетиру”. А они говорят: “Мы вас знаем. Вы в фильме “Розовый заяц” снимались”. Я даже не мог подумать, что эта небольшая роль, этот фильм известны за пределами Казахстана. - Вот вы сказали хобби. А для нас, обывателей, актер кино - это полноценная профессия, и нам трудно представить, что он может еще работать, скажем, врачом или инженером. - В пути казахстанского актера понятие востребованности относительное. Мы можем не то что месяцами - годами не сниматься. - Но чем же вы занимаетесь в свободное от хобби время? Ваша основная деятельность связана с кино? - По большому счету, с кино она связана невидимыми узами. А прямой связи в виде регулярной работы в каких-то картинах нет. Скажем, в России я был бы больше востребован. Потому что там есть киноиндустрия. Как-то приезжали оттуда друзья, говорят: “Что ты тут сидишь? Приезжай, работа в кино в любом случае найдется”. Я им верю. По личному опыту знаю. В 2009 году уже приезжал в Россию на месяц, и тогда мне поступило три предложения. За короткий срок произошло знакомство с тремя режиссерами, которые говорили мне, что хотели бы меня снять. Но я тогда решил, что начну работать, когда переберусь в Россию. По приезде домой мне еще позвонили с ОРТ и сказали, что Константин Эрнст утвердил меня на роль. Потом эту роль отдали Сергею Егорову, актеру из Якутии. Но вскоре грянул кризис. И я узнал от агентов, что работы стало очень мало, были тяжелые времена. Сейчас, думаю, ситуация другая. Но в любом случае хотелось бы себя реализовать на родине. Однако каких-то особых перспектив я сейчас не вижу. Поэтому радужного восторга от того, что я постоянно снимаюсь, конечно, нет. Это мешает в обыденной жизни. - Какую бы еще хотелось сыграть роль, какое примерить амплуа? - Не могу сказать про какую-то определенную роль, для меня все интересно. Но ближе по духу мне, наверное, жанр комедии, как это ни странно может показаться. Я обожаю советскую комедию. Я вообще ретроград. Но и американские комедии хорошего качества тоже нравятся. Вообще любые - французские, итальянские. Поэтому и сам хочу сняться в комедии. Но у меня слишком требования для этого большие: для меня важен уровень. Я максималист, поэтому и вынужден говорить о своей любимой профессии как о хобби, мечтая при этом сниматься. Ведь, как известно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А делать что-то наполовину, быть наполовину востребованным я не хочу. Я говорю многим ребятам: зачем? Уж лучше куда-то уехать и пасти овец, став при этом лучшим пастухом. Недавно меня пригласили в Малайзию на съемки известного исторического сериала “Марко Поло”. Там мне предложили крохотный эпизод, чуть ли не массовку. Я попросил купить мне обратный билет, и на этом мы расстались. Не вижу смысла ехать за тридевять земель, чтобы там отстоять в массовке. Пусть это даже суперамериканская картина. - Конечно, неожиданно слышать от вас о комедийном жанре. Ведь вы весь такой спортивный, накачанный, образ уже сложился... - А мне кажется, зрителю будет интересно, что гора мышц стала играть что-то смешное, неожиданное. Но комедия не должна быть на уровне кривляния. С удовольствием пересматриваю фильмы Георгия Данелии. Тот же “Осенний марафон”. И все время нахожу там новые смыслы. И когда мне люди с пеной у рта доказывают: “Зачем ты ищешь миллионы? Вон в Казахстане сняли комедию с мизерным бюджетом в триста тысяч!”, я отвечаю: “Спасибо, я этого не хочу”. Это их уровень, и я ни в коем случае этого не осуждаю. Но почему я должен делать то, что мне не интересно. Лучше вообще кино не заниматься, чем так самовыражаться. Потому что завтра у людей сложится мнение об уровне картин Мурата Бисенбина. Уж лучше я поищу миллионы. Не найду так не найду. Однако никаких претензий к тем, кто снимает такие низкобюджетные картины, у меня нет. - Чем вас привлекает комедия? - Комедия - это интересный и самый трудный жанр. Люди, которые смешны в жизни, на экране обычно не очень. Все хорошие комедийные актеры - в жизни в основном глубокие, серьезные люди. Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Александр Демьяненко, Георгий Вицин... Можно долго перечислять. Сейчас таких почти не осталось. Панин, недавно ушедший из жизни, был таким. Я его считаю в том числе и комедийным актером. Все они смешны только на экране. В жизни это очень тонкие, многогранные люди, и многие даже не подозревают об их жизненных трагедиях. К сожалению, так сложилось, что в нашем кино сейчас нет развития. У молодых режиссеров нет возможности проявить себя. Частные студии не всегда работают над уровнем. Зачастую фильмы там снимают и не режиссеры вовсе.
Мурат Бисенбин дебютировал в кино в начале 2000-х годов в сериале “Каждый взойдет на Голгофу”. Успех пришел после выхода на экраны фильма “Рэкетир”. Знакомый актер, услышав, что проходит кастинг, позвал Мурата попробовать свои силы. В итоге, снявшись в криминальной драме режиссера Ахана Сатаева, Бисенбин проснулся знаменитым. |