|
Ольга Шишанова Главная тема и любимые мотивы полотен художника из Темиртау Куата Аскарова - родная земля, люди и народные традиции. О направленности его творчества сами за себя говорят названия работ - “Кокпар”, “Звуки кобыза”, “Степная мадонна”, “Священный казан”. А еще его картины сильны тем, что мастер силой воображения творит в них из обрывков собственной генетической памяти единую картину степной жизни, переполненную вековой чередой завоеваний и мирных дел, верований и ритуалов. Об этом наш сегодняшний разговор
- Куат, как вы пришли в искусство? - Насколько помню себя, до класса четвертого к искусству я относился несерьезно. Но после того как соседский мальчик нарисовал картину, мне захотелось ее перерисовать. Это был ключевой момент в моей жизни, тем более что у меня получилось лучше. И с тех пор почувствовал, что у меня появилась к этому тяга, я записался в изостудию. По окончании школы, когда возник вопрос о выборе профессии, решил, что надо поступать в Алматинское художественное училище, что я и сделал. Выбрал факультет художественного оформления, который окончил в 1983 году, приобретя специальность художника-оформителя. Мне даже в армии довелось поработать художником, затем я устроился оформителем на комбинат в Темиртау. Так что теперь могу сказать, что практически вся моя жизнь связана с творчеством. Но, поработав на комбинате, я понял, что мне скучно просто печатать таблички по технике безопасности, во мне было что-то большее, что требовало своего выплеска.
И вот в 2006 году я сделал свою первую выставку более чем из 50 картин - и сразу в Астане. Прошла она в галерее современного искусства “Шежире” - им нужен был художник на выставку с большими произведениями. А я как раз “страдаю” гигантоманией написания картин. Вот и выдал буквально за три года 14 полотен, каждое размером два на полтора метра. Так у меня получилась первая художественная серия моих произведений. На выставку в “Шежире” потому и выбрали меня, что в этом заведении огромные залы, которые требовали немаленьких работ. Были, конечно, более именитые художники, но у них были произведений маленьких размеров. После этого вернисажа меня заметили, в том числе и в Союзе художников Караганды, куда и приняли в 2008 году. После этого у меня было еще три выставки в Астане.
- О чем рассказывают ваши произведения? - По большому счету, я пишу фольклорные вещи. Повод - воспоминания, когда я в детстве, будучи маленьким, на лето уезжал в аул. Он до сих пор находится все там же, а для меня он - словно родом из детства. Там саманные дома, которые меня сильно впечатлили, и мне нравилось в этом ауле все. Сегодня, когда я стал взрослым, вспоминаю те лучшие годы. И понимаю, что годы детства - это самое светлое и дорогое, что во мне есть, ну и фольклор, конечно. Поэтому я считаю, что каждый художник должен начинать работать с определенных народных традиций. Для этого надо знать историю, культуру своего народа. Это как фундамент у здания. И сколько бы я выставок ни делал, у меня обязательно присутствует, даже главенствует в вернисаже тема родного аула. Я люблю простой народ, неторопливую жизнь в селах, ну нравится мне это! И у меня получается весьма интересно об этом живописать вот уже на протяжении почти 30 лет.
- Какими еще сериями своих работ вы гордитесь? - Несмотря на то, что фольклор у меня присутствует почти во всех моих картинах, я по-прежнему читаю историю, периодически приезжаю в аул и с трепетом смотрю на все, что там происходит. Или вот еще тема, которая меня затронула, - это 550-летие Казахского ханства. Для нее буквально за месяц написал большую картину, причем отошел от традиций, когда в данной теме изображают обычно трех биев, а я выразил это при помощи анималистического жанра. У меня было три варианта названия картины, но, в конце концов, остановился на “Запахе полыни”. Я изобразил трех представителей фауны - хищников, которые являются древними символами. Беркут сегодня находится на современном флаге нашей республики, барс - издревле символ Казахстана, а волк и вовсе изображался на древних знаменах казахских батыров. Барс - это южный Казахстан, старший жуз, оскалившийся на картине волк - младший воинственный жуз, и беркут - птица, которая парит над степями Сарыарки - это средний жуз. Вся картина построена на сюжете, когда казахи отстояли свою независимость, отбив свои земли у джунгар. Причем вокруг я изобразил и несколько позитивных моментов - ставят шанырак, значит, начинается мирная жизнь. Есть там и батыры, которые символизируют мощь, петроглифы как символ древней истории земли и мавзолеи Туркестана. А еще я создал цикл из четырех картин “Вода. Земля. Небо. Огонь”. Он родился у меня в одну из минут, когда я задумался о судьбе современных художников. Еще есть циклы, где я с фантасмагорией стараюсь увязать фольклор и немного фантазирую на эту тему, получая какие-то необыкновенные вещи. Например, в одной серии я не только слегка увеличил предметы древнего быта, широко используемые в старинном обиходе - седла, колеса от арбы, но и в какой-то степени даже возвеличил их.
- В ваших картинах очень много охры. Это ваш любимый цвет? - При написании своих работ в чувстве цвета я исходил из оттенков кошмы, которая в основном характеризуется коричневатыми или даже земляными переливами цвета. И для того чтобы придать моим работам вот такой своеобразный народный дух, я писал их через призму коричневого, охру, а потом так сложилось, что втянулся, и у меня теперь эти оттенки преобладают почти везде. А еще, если не считать оттенков охры, мне по душе разные цветовые гаммы в моем творчестве, знаете, как у Пикассо, например, были “периоды голубого цвета”, “изумрудного” или вот даже “огненного”. - Над чем вы сейчас работаете? - У меня сегодня снова серия картин пишется на темы аула. Но подача там будет уже другая, как и другая техника исполнения. Колорита придерживаюсь все того же, построенного на сочетании охристых тонов. В будущих задумках у меня - создание большого полотна на философскую тему, актуальность которой тянется через века. Но секрет пока открывать не буду, скажу лишь, что это снова тема о нашей повседневной жизни и фольклоре.
Астана |