|
Мария Коленко В общественном культурном пространстве ARTPOINT прошла творческая встреча с художницей, профессором искусств Джин Финли и куратором Лидией Мэтьюс
Встреча с американскими художественными практиками под открытым небом прошла в уютной атмосфере: Джин и Лидии очень нравится в Казахстане, они уже познакомили алматинцев с несколькими своими работами, пообщались со многими художниками - смотрели их работы, показывали свои. Они очень надеются, что в будущем сделают какие-то совместные проекты.
|
Лидия Мэтьюс
|
Лидия - куратор, профессор, писатель - работает в школе дизайна Parsons в Нью-Йорке. Джин работает как художник и преподаватель в Калифорнийском колледже искусств. Они знают друг друга очень давно, еще с тех пор, когда Лидия жила в Сан-Франциско. “Мы были заинтересованы поработать вместе в Казахстане, потому что Джин здесь была раньше, а я 10 лет работала в Грузии. Поэтому мы подумали, что это хорошая идея, так как я смогла бы поделиться опытом работы с постсоветскими странами и совместить это с интересами Джин как художника”, - рассказала Лидия Мэтьюс. Публике был показан один проект, который на самом деле очень хорошо иллюстрирует возможность работы художников с людьми, которые не являются художниками. Лидия призналась, что когда она думает о работе с социальными проектами, то представляет это как микс из разных элементов. В грузинском городе Батуми Лидия проводила серию воркшопов с художниками и рассказывала им о том, как создавать и заниматься курированием проектов, связанных с современным искусством. Батуми очень любит уличные фестивали. Музыкальные, театральные, кинофестивали, но там никогда не было фестивалей, посвященных современному искусству. Вместе с Лидией в Батуми приехали три разных художника из Турции, Амстердама и Америки. И они задали вопрос местным художникам Грузии: “Скажите, какие есть в вашем городе интересные задачи и проблемы, с которыми вы как художники хотели бы поработать?”. “Когда Советский Союз распался, от Батуми даже следа не осталось. А теперь это просто сияющий город. Власти пытаются возвести на этом месте новый город. Они берут старую историческую площадь, стирают ее с лица земли и заново возводят уже современную”, - поведала Мэтьюс. За лоском и блеском “районов на виду” совершенно не было видно жизни обычных граждан Батуми в немного отдаленных уголках - как только вы уходите из центра города, видите старые районы без прикрас. И на самом деле художники и творческие люди были очень сильно расстроены и возмущены тем, что происходит. Градостроители убирали фасад какого-нибудь здания и сооружали поверх старого исторического здания новые современные конструкции.
|
Джин Финли
|
Лидия с группой художников решили сделать проект, чтобы показать людям, живущим в городе, какие-то неизвестные или забытые его части, которые не выставляются на всеобщий показ, которые спрятаны, но существуют. И этот проект они назвали “Задворки Батуми”. По сути, они собрали творческие группы и пошли в эти дворики, чтобы поговорить с людьми, которые живут там. В этих районах жили в среднем по пять-шесть семей. Художники шли, стучались в каждую дверь, разговаривали с семьей и задавали вопросы: “Что, как вам кажется, нужно сохранить в этом районе и что для вас важно?”. Результатом проекта стало создание инсталляций во дворах этих райончиков. В одном старом дворе стоял покосившийся дом. Художники поинтересовались, есть ли у его жителей книги, которые они очень ценят, но могут отдать, чтобы они стали еще ценнее и принесли пользу. У всех на полках скопилось большое количество старых советских энциклопедий. И художники создали из них колонну, которая поддерживала то самое полуобрушивающееся здание. Следующая группа художников разговаривала с женщинами другого района, и они рассказывали о еде, которую любят готовить. Здесь насобирали большое количество рецептов и историй, связанных с этими рецептами, и создали поваренную книгу. В Батуми люди развешивают одежду на веревках, натянутых между двумя соседними домами. Художники пошли по семьям, собрали старые фотографии и изучили истории, связанные с ними, после чего прикрепили их к тем самым бельевым веревкам и повесили на обозрение. Единственный способ просмотра фотографий - через бинокль. Члены семей, чьи фотографии были распечатаны и представлены на обозрение, стояли внизу с теми же самыми снимками, но уже большего формата, и если кому-то было интересно узнать историю о каком-то человеке на фото на бельевых веревках, то они просто подходили к человеку и рассказывали историю.
|
Обитатели другого небольшого района сказали, что очень нравится место, где они живут, но им совершенно негде сидеть на улице. Поэтому они вместе с группой художников создали место для посиделок на основании интересов каждого из них, вплоть до выбора ткани, цвета, формы и так далее. В следующем дворе все жители пользовались одним источником электричества. И всегда обращали внимание на то, кто сколько киловатт потребляет. Художники создали такой механизм: когда кто-нибудь включал электросчетчик, на земле загоралась интересная мозаика, и тогда все жители узнавали, кто когда включает свет. Еще в одном дворике была баня - турецкий хамам, который закрыли много лет назад, но он был очень популярен во времена Советского Союза. Художники почистили эту баню и создали там проекцию, как люди моются. Там же они сделали так называемый музей суеверий. Потому что по старинным грузинским легендам, в банях жили нехорошие силы. Художники разместили разные элементы, к примеру, ящики с солью, откуда можно было взять щепотку и кинуть через плечо. В Батуми очень любят светящиеся объекты. И Лидия задалась вопросом, как можно посмотреть на свет с нового ракурса. Вместе с одним американским художником они создали проект “Ходячий ночной дом”. В те времена, когда еще не было электричества, был один дом в районе, где люди собирались, зажигали свечки, общались, читали друг другу стихи. Задача перед художниками стояла такая - создать ночной дом, чтобы позвать туда людей и воссоздать этот забытый опыт. Они сделали передвигающийся ночной дом. Взяли грузовик, от генератора подключили световые лампы, продырявили виниловую пластинку и пропустили через нее этот самый свет. Пластинка тем временем крутилась, в итоге на домах создавались интересные огоньки. Также они включали грузинские мотивы. Всех заинтересовавшихся они приглашали в грузовик, где просто сидели и общались с людьми. “Это не только то, что ты создаешь какой-то предмет и просто помещаешь его в пространство. Для художника на самом деле важно понять, что это за место, куда он собирается поместить объект, какая история этого объекта, что его окружает. Это не создание искусства для людей, а создание искусства вместе с людьми. В центре структуры работы над социально-культурными проектами некая радикальная педагогика, то есть не я кого-то учу, мы учим друг друга”, - поделилась Лидия. После увлекательных рассказов Мэтьюс представила свои проекты Джин Финли - профессор медиаискусств, художник, работает c экспериментальными и документальными формами, включая кино, видео, фотографию и различные инсталляции.
Когда-то ее студия находилась рядом с бывшей ядерной лабораторией в Калифорнии. На задворках Джин нашла оконные рамы, которые были очень грязные. “На самом деле эта грязь была очень интересной поверхностью, потому что на ней было удобно проецировать изображение, а главное - его было хорошо видно”, - призналась Джин. Для этой инсталляции использовалось только одно изображение, которое проецировалось на разные окна, а всем казалось, что изображений несколько. Совместно с музеем был создан еще один проект, который рассказывал о людях, которые жили в одной пещере в разное время. Одна женщина прожила там 30 лет. Она выходила из пещеры, глядела на звезды и по ним определяла, когда можно выходить, а когда нет. Через сто лет в этой же пещере ночевал мужчина, который одевался в кожаный костюм и каждый день ходил по одному и тому же маршруту. Они создали в музее 3D-визуализацию путешествий этих героев. Еще один проект - видеоинсталляция “Комната Наполеона”, где изображения проецируются на внешней стене и ставнях окна, где Наполеон, как говорят, спал. Проекцию можно посмотреть как внутри, так и снаружи здания, известного как Batterie, в Кассис, Франция.
Думаю, опыт зарубежных художников вдохновил присутствующих на встрече алматинских коллег, и совсем скоро мы увидим интересные, творческие проекты наших соотечественников. |