|
Ольга Шишанова В выставочном зале столичного Центра ремесел прошел вернисаж немецкого художника казахстанского происхождения Булата Мекебаева под девизом “Путь домой”. Накануне мастер любезно ответил на вопросы “НП” в эксклюзивном интервью
- Булат, Ваши работы очень необычны - они словно аккумулируют в себе историю... - Создавая свой проект, я задумался о том, как мало мы знаем о разных народах, населяющих нашу планету, о своей личной истории, истории своего народа. Величие народа не заключается в его подвигах над врагом только потому, что за каждой победой стоит смерть. Это мое глубокое убеждение. Величие народа в его образе жизни, культуре, истории. Мы все разные на нашей планете по цвету кожи, разрезу глаз, в вере или безверии, мы говорим на различных языках, по времени и месту происхождения и проживания, но всех нас объединяет одно, мы люди и живем на одной планете под названием Земля. Мне хочется, чтобы люди задумались и поняли, что нет у нас другой такой красивой и любимой планеты.
- Сколько произведений Вы экспонируете? - Я потратил на создание коллекции этих работ около трех лет. И она нигде еще не экспонировалась. Здесь около 30 картин. Мне бы хотелось, чтобы первая выставка прошла у меня на родине, хотя я вообще очень долго живу в Германии - почти 18 лет. Но в 2012 году я уже делал в Казахстане свою персональную выставку в трех городах. Это был сначала Алматы, потом мой родной Кокшетау и Астана. Я оставил тогда городу 11 картин, а сейчас я после Астаны лечу в Алматы, где также будет мой вернисаж, затем - обратно в Берлин с выставкой из произведений этой же коллекции. Основой послужили четыре картины, которые я начал писать по просьбе директора центра, на каждую из них у меня ушло от трех недель до месяца рабочего времени. - Все 30 работ у Вас посвящены истории... - Я начал в этом направлении работать потому, что на дворе XXI век, а мы все погрязли в войнах. И меня это как творческого человека шокирует. А ведь все идет от нашего бескультурья. Мы не знаем не только истории и культуры проживающих рядом с нами других народов, мы подчас не знаем своих корней. Поэтому я и решил создать серию работ на исторические темы. Но, чтобы приступить к созданию какой-либо картины, мне приходилось много всего изучать, прочесть, особенно в отношении символики, поскольку направление моих картин - это символизм. Кроме того, я считаю, что орнамент и символ - это самое удивительное в нашей истории, бесконечный пласт для познания.
- Например? - У меня во многих картинах присутствует дракон. Израильтяне меня спрашивают - откуда вы знаете про наших драконов? Оказывается, в XIV веке в Торе, в главе “Башня” упоминаются эти драконы, которые символизируют плодородие, хотя в самом Израиле испокон веков практически нет воды. Или вот, к примеру, работа “Германцы. Тайны древних рун”. В ней очень много символов из легенды о Нибелунгах, в том числе и пресловутый дракон. В то время это был способ мышления германцев, их литературная история, которая отразилась в древнем эпосе. А еще раньше он считался символом рыцарства, так же, как и двуглавый орел. Не последнее место в композиции занимает и крест как наиболее распространенный символ не только в Европе, но и во всем мире. Или витражная мозаика, распространенная в церквях-кирхах в средневековой Европе, или нагрудный щит рыцаря, напоминающий пектораль фараонов в Древнем Египте или пектораль средневекового русского князя. Но главное - руны, самый первый алфавит на земле, которые, несмотря на свою идентичность, имеют все-таки некоторые различия - скандинавские, германские, тюркские руны. - Расскажите о полотнах про Древний Египет... - Поклонение божествам в Древнем Египте появилось еще раньше, чем возникло тенгрианство - единобожие. Там их было много, и вот то, что я здесь изобразил - пирамиду, рисунки-шрифты, стилизованную птицу, глаз змеи - богини Уджат, очищающей пространство, лишь осколок той древнейшей цивилизации. Причем за основу у меня взят везде круг - символ бесконечности, тот, что не имеет углов, символ единения и равенства, как дастархан. Нельзя возвышать свою историю и принижать историю чужого народа, и древние египтяне это понимали.
- Что Вы можете рассказать о картинах по мотивам символики индейцев Северной Америки и Африки? Они у Вас идентичны? - И те, и другие были аборигенами. И у тех, и у других были приняты почти аналогичные символы-обереги. Например, ловец снов. Но эти маски, символы для меня, в первую очередь, только искусство. Хотя, как я полагаю, искусство больше идет не из жизни, а исходит из той или иной религии. Ведь любая религия воспевает честь, достоинство, уважение к старшим, любовь к ближнему. Особенно любовь, которая, поверьте, основа всего. - Какая из созданных работ Вам здесь ближе всего? - “Колесо времени”. Я совмещаю историю старого времени и наш внутренний механизм, который показывает каждому, на что он может быть способен. Тут же - птица, как душа, которая может в любой момент взлететь, показывая, что время истекло. А потом - на весах - вопрос и ответ, что ты сделал в жизни хорошего, и твой ответ перед Всевышним. Но каждый зритель должен домыслить, что хотел сказать художник. Потому что рассказывать о своих работах художнику вовсе не обязательно, достаточно показать их на холсте всеми возможно доступными ему средствами. Или вот “Рог изобилия”. Обычно его интерпретация подразумевает под собой всевозможные материальные блага, в моем же представлении это ум человека, его мысли, его внутренний мир. Что же касается картины “Витражи судьбы”, она весьма неоднозначна - у каждого свой витраж. Каждый народ, повторюсь, несет из глубины веков свою историю, свою национальную идентичность, если хотите. Но это все внутри каждого должно быть.
- Вы предпочитаете реалистичную манеру письма? - Некоторые моменты в картинах у меня просто выписаны, но я все-таки постарался объединить несколько техник. Дело в том, что наша учеба в художественном заведении базировалась на старой школе мастеров академического реалистического рисунка. Но, когда я приехал в Европу, я стал наблюдать совершенно разные стили и направления в искусстве, в живописи. Мне пришлось совмещать, и в итоге вы можете любоваться моими произведениями, которые сегодня перед вами.
Астана
|