ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Онегин с рогами и ромашка для Достоевского Культура

Ольга Шишанова
Столичный театр “Астана Опера” закончил очередной театральный сезон. Своим мнением о его постановках и о новостях в мире балетного искусства сегодня в эксклюзивном интервью с “НП” поделилась балетный критик, искусствовед из Санкт-Петербурга Ольга Розанова

 

alt

- Ольга Ивановна, вы написали рецензию на балет “Бахчисарайский фонтан” в постановке театра “Астана Опера”. Чем он Вас так восхитил?
- Во-первых, таких настоящих татар, каких я увидела в этой постановке, нигде нет. У них подлинный облик, ощущение силы, мощи победоносной. В Астане спектакль более современный, более динамичный, чуть сокращена музыка и убраны лишние мизансцены. Этот спектакль уже немного устарел, он ставился, когда другие темпы были. Но, мне кажется, сегодняшняя его постановка в Астане - это то, что должно быть.
Оформление грандиозное, его конфликт, который очень красиво решен в цвете - серебряная Польша и золотая Азия. И очень хорошие артисты. У такого Вацлава, такого танцовщика, а он ведь молодой совсем артист, потрясающая техника. Прелестна Мария, а сама постановка соответствует грандиозности интерьера театра и его восточному стилю.
- Каково сегодня развитие искусства российского балета?
- Я не могу обобщить, ведь я работаю в Санкт-Петербурге. Там сейчас очень велик напор западной культуры и модернистских направлений. На что, к сожалению, очень “клюет” молодежь, у которой не хватает достаточного образования, культурной широты. При этом все забывают о великих вещах, которые свойственны культуре России. Этот перекос есть - в сторону Запада и забвение своего, своих ценностей. Но я надеюсь, что это временное явление, все равно основы остаются теми, которые были сделаны в культуре раньше.
- Ваше мнение о петербургском театре Льва Додина...
- Это прекрасный театр, они называются театром Европы, потому что очень много работают именно на Западе. На их спектакли попасть невозможно, вот разве что только у них очень маленький зрительный зал. В этом театре новое поколение актеров, Додин - режиссер интересный, причем работающий к тому же и в опере. У него есть спектакли, рассчитанные на молодежь, например, “Гаудеамус”, есть рассчитанные на чисто внешний план, несколько смелые в отношении режиссуры с откровенными сценами. Хотя я это не приветствую, потому что считаю, когда нечего сказать, тогда на сцене начинают раздевать и раздеваться. И все. Пусть это сильное, беспроигрышное средство, но оно к месту только тогда, когда задано идеей самого спектакля. Но зачастую это, к сожалению, просто дешевый трюк.
- Ваше мнение как искусствоведа: то, что сегодня делают с произведениями Федора Достоевского в театре МХТ имени Чехова, - правильный шаг?
- Понимаете, сейчас мода шокировать публику. В одном из петербургских театров есть оперная постановка “Евгений Онегин”, где главный герой ходит с рогами на голове, где по сцене бегает карлик, где Ленского вынимают из гроба и обливают молоком... То есть напридумано столько, что ввергает в шок. По моему мнению, это не имеет никакого отношения ни к Пушкину, ни к Чайковскому, в то время как большая часть музыкальных критиков не просто приветствует это, а задыхается от восторга. Когда я прошу объяснить, что же их там так восхищает, никто толком ничего не может сказать, ссылаясь на какой-то странный смысл. Но зачем он там, если весь смысл - в опере, в музыке великого Чайковского. Другое дело, что нельзя ставить допотопную махровую постановку, которая бы, напротив, откидывала в дремучесть, не вводя никакой новизны - ни стилистической, ни интеллектуальной. Но ведь есть же рамки хотя бы здравого смысла, так что меня все это ужасает, когда я вижу такие измышления на сцене, хотя, может быть, я консерватор.

 

 

- Исходя из этих противоборствующих течений в искусстве, как вы считаете, по какому пути оно может пойти, скажем, в ближайшие десять лет?
- Я все равно склонна утверждать, что это мода, и она просто пройдет. Мода на что-то эпатирующее, на что-то якобы претендующее на невероятность, и она уйдет. А классика останется. Ведь если не будет классики, что тогда останется вообще? Ничего...
- Может ли привлечь внимание зрителя что-то еще кроме классических постановок?
- Да. Вот, например, постановки Бориса Эйфмана. Это же современный балет и по стилистике, и по трактовке. Его постановка “Евгений Онегин”, которую не иначе как балет “про нас” трактовать нельзя. При этом сама драматическая коллизия балета отвечает в какой-то мере и знаменитому пушкинскому роману в стихах. А еще это очень смелый, оригинальный спектакль, кстати, в отношении которого тоже встречаются полярные мнения. Есть его поклонники, театр буквально ломится от публики, которая стоит в проходах из-за отсутствия свободных мест, аплодируя по 15 минут и вызывая постановщика по несколько раз на поклон. Но есть и критики, которые поносят постановку, растирая ее буквально в порошок. Я думаю, что сегодня просто такое время, когда старые устои немного пошатнулись в искусстве, новые еще не устоялись и все дозволено, как говорил Достоевский. И вот эта бесконтрольность, порой переходящая грани человеческого приличия, она сейчас, к сожалению, имеет место.

 

 

- Что, по вашему мнению, на это сказал бы великий Станиславский или Достоевский?
- Думаю, что Константин Сергеевич бы просто умер второй раз, а Федор Михайлович пришел бы в ужас, ведь он был человеком необыкновенной культуры и высокой нравственности. Этакая ромашка среди колючих зарослей. Но они оба были людьми другой эпохи и другой культуры, они - вечны, они - на все времена. И Станиславский, и Достоевский - это те, кто стоял на самых высоких критериях человеческого бытия, они понимали, насколько хрупка человеческая жизнь и нужны вещи, которые бы скрепляли и помогали выжить человечеству. Они просты - взаимоуважение, терпимость и культура. А у нас все проблемы сегодня от бескультурья.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение