|
Василина Воркова
Рафаэль Александрович Соколовский - аксакал казахстанской сатиры. Ему исполнилось 80! Несмотря на возраст, он продолжает удивлять читателей своими юморесками, правдивыми байками, анекдотами и цитатами из самого себя.
Кроме того, Раф Саныч уже много лет занимается тем, что откапывает забытые произведения сатириков начала прошлого века - Аверченко, Бухова, Тэффи и других сатириконцев, а также советских юмористов 20-х годов. Любопытно, что никто из москвичей не спохватился, что знаменитому журналу “Сатирикон” исполнилось 100 лет, ошибку эту пришлось исправлять алматинцу Раф Санычу - он напечатал большую подборку забытых сатириконцев в четвертом номере журнала “Октябрь”.
Юбиляр утверждает, что возраст человека определяется не годами, а присутствием в нем чувства юмора. Пока мир выглядит смешным, не все потеряно!
- Вы выпустили книжку “Фиг вам!”
- Да, заложил в ломбард свою бессмертную душу и на вырученные деньги напечатал ее в типографии “Искандер”. Рисунки для книжки подарил замечательный карикатурист В.Любич. Она заслужила добрый отклик у читателей, но они высказали автору свои претензии: “Почему фиг только им, а нам - ничего, даже кукиша с маслом?” Придется следующий юмористический сборник, наверное, назвать оптимистично “Кукиш с нами!”
- Рафаэль Александрович, расскажите, как Вы начали писать, интересоваться сатирой.
- Начинал я свою литературную карьеру неудачно, сочинив в 10-м классе эпиграмму на преподавателя литературы:
Подлец, к несчастью,
литератор,
Низкопоклонничества
оратор.
Эта бумажка попала к нему в руки, он сделал вид, что ничего не случилось, но потом отыгрался на экзаменах - я получил тройку, хотя основательно знал литературу - от Пушкина до Алексея Толстого, читал наизусть Маяковского, Блока, Есенина.
Потом не повезло на защите дипломной работы. Тема была необъятной - “Советский фельетон”, скорее, для докторской диссертации, и я с ней, конечно, не справился. Мне снова поставили тройку, хотя фельетон, как и литература, стал моей судьбой, и я профессионально занимался этим делом.
Первый рассказ, который у меня вышел в 50-х годах, назывался “Сиамский кот”. Он был написан на модную по тем временам тему о стилягах. Так и пошло - я писал, читатели почитывали.
Вышли у меня книжки “Бархатный баритон”, “Встреча с...”, “Фиг вам!” и другие. Вышло бы больше, да перестраховщики в издательствах находили в моих рассказах неуправляемый подтекст и рубили рукопись. Сборник “Трамвай путает след...” в советское время так и не был издан.
- Кто был Вашими учителями?
- Зощенко, Ильф и Петров, чьи книги я читал запоем. Они успели выйти до того, как их начали шельмовать в партийной прессе после постановления о журналах “Звезда” и “Ленинград”, начавшем послевоенную охоту на ведьм. А мы с приятелем - молодым поэтом Николаем Шатровым - собирались писать продолжение Бендериады.
Помните, Остап собирался податься в управдомы? Вот мы и решили сделать его управдомом, от которого в военные времена зависело все - подселить, заверить продовольственные карточки и так далее. Это было хлебным местом, и Бендер накопил заветный миллион, но сам оказался в положении Корейко - не мог истратить открыто ни рубля. Однако наш творческий дуэт распался, так как Коля женился и уехал на Урал, и мы так и не приняли эстафету от Ильфа и Петрова.
Первые мои фельетоны появились в павлодарской газете “Большевистский путь” в 1951 году, куда меня направили после окончания отделения журналистики КазГУ. Редактор Вернов фельетоны не любил и говорил: “Зачем над людьми смеяться, лучше прямо говорить им об их недостатках”. Когда он уезжал в командировки уполномоченным, замечательный человек - заместитель редактора Грек ставил мои фельетоны в номер. Понятно, пришлось искать другое место под солнцем. Случайно я попал в Самарканд, где первый же фельетон “Веселая экскурсия” был перепечатан в республиканской газете “Правда Востока”.
В 1968 году в Алма-Ате открылась “Вечерка”, и меня пригласили туда работать. Мы начали с того, что устроили конкурс “Кто рассмешит Несмеяну”, и у нас появились свои сатирики - инженер Э.Медведкин, строитель К.Исмагилов, врач Э.Угулава и другие. Потом они печатались в “Клубе “12 стульев” в “Литературке” и стали профессиональными сатириками. На Казахском радио мне посчастливилось десять лет вести юмористическую передачу “Чудак”.
Увы, сегодня юмор - редкий гость в казахстанских газетах. Так, иногда раскошеливаются они на 1 апреля.
- А как Вы решили заняться литературоведением?
- То, чем я занимаюсь, не совсем литературоведение. Это, скорее, журналистский поиск. Так, я собрал материал о пребывании Зощенко в Алма-Ате в годы войны и написал статью “Алма-Ата благословенная”. Другая история - “Звонок к Троцкому” - раскрыла неизвестные факты отношения Сталина к Зощенко. (Оба этих материала опубликованы в журнале “Нева”.) В статье “Как Ленин был женой Троцкого” я попытался объяснить, почему вождь пролетариата вдруг похвалил в “Правде” лютого белогвардейца Аверченко.
- Рафаэль Александрович, каково Ваше отношение к современному юмору?
- Сейчас юмор ушел на телевидение и влился в бизнес-шоу. На телеэкранах - сплошная развлекаловка, рассчитанная на невзыскательный вкус.
Апофеозом телеюмора является передача “Голые и смешные”, где все время показывают голые задницы. За то, чтобы воспитывать телезрителя на хороших образцах, деньги, увы, не платят. Да и если юмористы и актеры предложат что-то существенное, не из масскультуры, они провалятся. Не случайно ушли из телешоу и эстрады Хазанов и Шифрин, а Шендеровича самого ушли из телевидения с его “Куклами”.
И посошок на дорогу. Помните, дорогие мои читатели: тот, кто с фигой по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет! |