|
Ольга Шишанова В Российском центре науки и культуры открылась выставка “Сердце Азии”, приуроченная к 550-летию создания Казахского ханства и 80-летию подписания Пакта Николая Рериха. О единстве и равноценности больших и малых цивилизаций и культур, рассказанном путешественником и художником Николаем Рерихом с помощью холста и темперы, в эксклюзивном интервью с корреспондентом “НП” поделилась председатель общества Николая Рериха из Степногорска Елена Заостровских
- Елена Михайловна, в чем изюминка выставленных произведений?
- Выставку мы назвали “Сердце Азии”. Это ссылка к словам Николая Рериха, который прошел через всю Центральную Азию со своей знаменитой экспедицией с 1923 по 1928 год, одной из задач которой было услышать, бьется ли сердце Азии, не замерло ли оно в пустынях. За пять лет Рерихом маршрутами древних торговых путей, через Каракарумский перевал, где находится самый древний и высокий в мире торговый путь, было пройдено около 25 тысяч километров. Он не только писал картины, но и собирал свидетельства великого прошлого этих стран. Это и археологические раскопки, и изучение языков и диалектов, и сбор фольклорного материала - Рерих собирал и записывал древние легенды и предания. Все это было доступно благодаря тому, что в экспедиции участвовал старший сын Рерихов - Юрий, востоковед, который свободно владел почти 30 языками, в том числе местными диалектами тибетского, монгольского, индийского языков. Не случайно про него говорили, что он, как монгол, рожденный в юрте - все эти языки он знал практически в совершенстве. И это открывало доступ к сердцам и простых жителей, и служителей-лам. И, как следствие - экспедицией постигался быт простых людей, а также глубочайшая мудрость, которая хранилась в монастырях Монголии и Тибета. В этой экспедиции Николай приобрел богатый опыт: где хранятся древние знания, где сохраняется обращение к высшему, с почитанием и благодарностью относятся к подвижникам своих народов - там не останавливается развитие духовности. Но там, где духовность замирает, прекращает биться сердце Азии, как, например, в китайском Туркестане, через который проходил Великий Шелковый путь, вдоль которого располагалось много городов - не только центров торговли, но и центров культуры, науки. В них осуществлялись и богатые обменные связи между странами Востока и Запада. Но когда этот путь описывали китайские путешественники, шедшие им в те времена, то они описывали богатую и кипучую жизнь, а когда по нему шла экспедиция Николая Рериха в конце 1920-х годов, везде царило запустение, присыпанное зыбучими песками. А вокруг было множество памятников старины, к которым не было никакого доступа.
- Тем не менее у Рериха изумительные картины, репродукции которых вы здесь представили... - На вернисаже 25 репродукций, отбор которых был сделан по принципу того, что все они относятся к азиатской теме. Экспедиция вышла из Индии через Гималаи, поэтому здесь есть картина “Нанда-Деви”, или “Владычица снегов”. Величественные Гималаи изображены на картине “Чинтамани”, или “Спаситель мира”. Легенда гласит о том, что от великой Шамбалы спустится белый конь, но в седле его будет не всадник, а все сокровища мира, воплощенные в чудесном камне. И это будет камень мудрости древних веков, которая станет доступной современному человечеству для того, чтобы понять свое предназначение в этом мире: не через войны и распри, а через взаимопонимание и рост культуры шагнуть в великое будущее, сужденное человечеству. Три сферы, изображенные на полотне и объединенные знаком символа мира, хранительница мира поднимает как флаг лучших достижений человечества, как прошлое, настоящее и будущее, объединенное общим кольцом культуры. Которая представлена здесь как самое высокое, прекрасное проявление человечества, являющееся маяком продвижения в будущее, ориентиром, куда должна двигаться эволюция. Азия очень характерна в этом отношении, ведь здесь долгое время народы находились под иноземной властью, и пережить это можно было только благодаря тому, что внутри у народов хранились принципы высокой культуры и духовности. Кстати, именно охране культуры, науки и искусства был посвящен и Пакт Николая Рериха, ставший практически единственным международным договором на эту тему, подписанный в 1935 году в Вашингтоне. В нынешнем году исполняется 80 лет со дня его подписания. И охранным знаком, предложенным этим договором, было знамя мира, которое предполагалось поднимать над библиотеками, музеями, памятниками истории, культуры, как знак того, что этот объект охраняется международным правом и за его разрушение виновные могут быть наказаны.
- Какие еще легенды запечатлены на картинах Рериха? - Это алтайская легенда, рассказывающая о приходе Спасителя, который установит новый век, новое время. Этой притче посвящена картина Рериха, на которой легендарная личность алтайского народа Аэрот-хан явился как предсказатель, заявив, что скоро вернется сюда белый Бурхан, - так на Алтае называют Будду, который в свое время предпринял путешествие на север. Другая легенда очень древняя - это героический монголо-тибетский эпос о могучем, воинственном Гэсэр-хане, который также приходил всегда на помощь своему народу, истребляя зло в любых его видах. Эпос очень древний, датируется он не позже VII-VIII вв н.э., его нашли в одном из монастырей. Любопытно, что каждый век добавлял к этому эпосу все новые сказания, и когда экспедиция Николая Рериха проходила через все те страны, которые были затронуты в этой легенде, кочевники рассказывали ему все новые и новые истории, ожидая, что воинство Гэсэр-хана непременно вернется. Так индусы ждут Калки-аватара - десятое воплощение бога Вишну, буддисты - Майтрейю, мусульмане называют спасителя мира Мунтазаром. Но суть во всем этом одна - высший носитель духовности, справедливости, мудрости един и на Алтае, и в Монголии, и в Индии.
- У Николая Рериха очень много голубых, синих, фиолетовых оттенков в произведениях... - Все свои картины Николай Константинович рисовал прозрачной темперой, которая требует верности нанесения, обобщенного представления, что будет изображено на картине. А фиолетовые оттенки - это символ высшего начала, цвет настроения. Например, в картине “Мать Чингисхана” голубые краски неба - это раздумья, грусть и разлука. И в то же время единство с природой. А еще Николай Рерих обладал удивительным умением так накладывать краски на холст, что они начинали просто “звучать”. Он замечательно пользовался краевыми контрастами красок. Особенно ярко это прослеживается в картинах “Аравийская пустыня”, в той же “Чинтамани” или в картине, посвященной азиатской России под названием “Василиса Микулишна”. Многие его картины просто повествуют о национальной культуре - это “Песнь утра”, которая посвящена Индии. Вторая картина диптиха - “Песнь водопада” - рассказывает о культуре Китая, она буквально насыщена символикой дао. А сам водопад показан как символ знаний, которые должны разлиться дальше, передаться всему человечеству. А вот картина, посвященная Магомету, который на горе Хира получает откровение, просто полыхает огненными красками - ведь откровение идет от Огненного Ангела...
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |