|
Мария Коленко В мае в Астане и Алматы прошли концерты по произведениям Абая и Шакарима. О том, как появился этот проект, рассказал его автор - бизнесмен Медгат Кульжанов
Тайны из детства
|
Отец Медгата Кульжанова, бывшего в ту пору десяти-двенадцатилетним мальчиком, слушал записи запрещенного Шакарима за закрытыми дверями. Врага народа Кудайбердиева реабилитируют позднее, в 1958 году, и по-настоящему вернут народу только в 1986-м, поэтому любое обращение к творчеству поэта и музыканта было опасным. “Я слушал, как отец и его друг украдкой пели песни под домбру, и недоумевал, почему все так таинственно, - вспоминает Медгат Каримович. - И благодаря этому внимание к творчеству Шакарима осталось у меня на всю жизнь”. Спустя полвека Медгат Кульжанов, сделав состояние в бизнесе, стал меценатом, и самым масштабным его проектом стали сюиты, заказанные британскому композитору Карлу Дженкинсу на основе произведений Шакарима и Абая. - Медгат Каримович, когда и как вы решили поспособствовать созданию столь крупного музыкального произведения? - Еще до начала работ над этой идеей - в 2005 году - я инициировал празднование 160-летия Абая Кунанбаева в городе Астане, потом было 150-летие Шакарима в 2008 году. В Астане я издал двухтомник Шакарима, устроил вечер исполнения его музыки. Его песни ведь долго не были широко известны. Их хорошо знал наш певец Келденбай Ульмесеков. Я специально нашел его в Семипалатинске, и мы успешно записали в Алматы на студии 20 песен Шакарима. У друга моего отца я также нашел старые записи песен Шакарима в исполнении Ниязбека Алдажарова - старые бобины с испорченной пленкой. Эти песни мы тоже восстановили. И нотные записи у меня были - все это я потом и предложил Карлу Дженкинсу для изучения, перед тем как он взялся за работу. Это был не первый опыт работы британского композитора с казахской музыкой. Еще в 2006 году по заказу другого казахстанского мецената, Сапара Искакова, был создан диск “Тлеп” на музыку казахских композиторов. Этот диск попал в руки Медгата Кульжанова и восхитил своим звучанием. - Там в составе песен была одна песня Абая, которая мне очень понравилась, - рассказывает Медгат Каримович. - Мой сын Шынгыс жил тогда в Лондоне, и я попросил его связаться с Дженкинсом, чтобы предложить ему создать симфонию на музыку Шакарима.
Запись В записи диска “Тлеп” принимал участие известный казахстанский скрипач Марат Бисенгалиев. С ним-то и связался Шынгыс Кульжанов с просьбой организовать встречу с Карлом Дженкинсом. Все материалы - диски и нотные записи произведений Шакарима - были переданы в Лондоне британскому композитору, и через месяц тот дал свое согласие на работу. - Вам сразу понравился результат? - Да, но не все. В первый вариант не были включены все песни Шакарима. Зато почему-то вошла известная песня “Алтайдын ар жагынан келген ару”. Но это же не Шакарим! На Западе никто бы не заметил, а по отношению к казахстанскому слушателю это было бы неправильно. Я попросил Дженкинса заменить эту песню на “Анадан алѕаш туѕанда”, даже спел ее сам (смеется). Бисенгалиев тогда возмутился, мол, для маркетинга лучше не менять. Но разве так делается? Я как заказчик настоял на своем. Г-н Кульжанов полностью финансировал весь проект, записи, поездки и проживание музыкантов, оплату работы Карла Дженкинса и Марата Бисенгалиева. Музыкантов, играющих на национальных инструментах, привезли в Лондон для записи диска в знаменитой студии AbbeyRoad в сопровождении Королевского симфонического оркестра. 31 октября 2010 года в одном из лучших концертных залов Великобритании - Royal Festival Hall - прошел масштабный концерт, в котором Королевский симфонический оркестр под руководством Карла Дженкинса в первом отделении исполнил наиболее известное его произведение The Armed Man, а во втором в сопровождении Национального молодежного хора Великобритании и фольклорных музыкантов из Казахстана состоялась мировая премьера сюиты “Шакарим”. Полный зал, 3000 человек, буря оваций, звуки родной музыки в восхитительной аранжировке одного из лучших композиторов современности и исполненные одним из лучших орестров Европы, Британский хор, певший на казахском, - для Медгата Каримовича это был успех. - Бисенгалиев в 2012 году в Алматы провел первый казахстанский концерт, - продолжает Медгат Кульжанов. - На него я не смог приехать, но были родственники, они рассказывали, что был полный зал и люди приняли музыку очень хорошо. А потом я решил продолжить проект и предложил Дженкинсу создать вторую сюиту - на этот раз на основе произведений Абая.
Без имен
Второй опыт работы был похож на первый - передача произведений, оплата расходов и гонораров, но с той лишь разницей, что, по мнению заказчика, были в произведении фрагменты, которые нужно было изменить. Марат Бисенгалиев попросил о финансировани для проведения концерта в Нью-Йоркском Карнеги-холле, но Медгат Кульжанов отказал из-за необходимости в доработке второй сюиты. И тогда музыканты нашли другие источники финансирования и все же поехали на гастроли. - Казахстанские СМИ писали, что это “благодаря творческому альянсу с казахстанским скрипачом-виртуозом Маратом Бисенгалиевым удалось вновь дать жизнь казахским сюитам”, вашего имени нигде указано не было. Вам известно об этом? - Увы, да. Я не присутствовал на концерте, но мне передали, что никто и слова не сказал ни на концерте, ни в СМИ благодаря кому вообще возник проект - все лавры инициатора были отданы Марату Бисенгалиеву. Я был шокирован таким потребительским отношением к себе. Через некоторое время Бисенгалиев позвонил из Алматы, сказав, что хочет сделать концерт в Астане, что есть инвестор, готовый частично финансировать концерт, но с одним условием - в его названии не должны звучать имена Абая и Шакарима... У меня даже слов не было от негодования. Зачем тогда было обращаться к творчеству великих? - Судя по названию концертов MayNight, так и случилось. - Да, так они и сделали. Дженкинс - отличный композитор, он сделал блестящую аранжировку произведений, но произведений Абая и Шакарима! На вопрос о том, поддерживает ли Медгат Каримович иные культурные проекты, он ответил, что прежде планов много было, сейчас уже возраст и здоровье сдерживают. Но, судя по голосу мецената, его сдерживает не столько это, сколько повышенная меркантильность многих современных представителей культуры, рядом с которой сложно стать Третьяковым нового времени. “Казахстан должен выходить в мир не только с нефтью и газом, - говорит г-н Кульжанов. - Мне показалось, что благодаря культуре, в том числе и музыке Абая и Шакарима, мы станем более узнаваемы. Сделать что-то для молодежи тоже хотелось - она же сейчас слушает европеизированную музыку, а надо показать ей, какой может быть музыка предков, чтобы они не забывали и продвигали ее. Я что мог - сделал, пусть теперь молодые продолжают начатое”, - сказал Медгат Каримович. |