|
Ольга Шишанова
Народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра и английского Королевского балета, ныне художественный руководитель балетной труппы “Астана Опера” Алтынай Асылмуратова поделилась своим мнением в эксклюзивном интервью корреспонденту “НП” о новой программе балетного гала-концерта, который пройдет в Большом зале столичного театра 21 июня
- Алтынай Абдуахимовна, по какому критерию отбирались фрагменты балетов, кто занимался этим кроме Вас? - Программа у нас получилась достаточно насыщенной, я работала над ней в сотворчестве с директором балетной труппы, заслуженным деятелем РК Турсынбеком Нуркалиевым, предложив ему пополнить репертуар театра номерами, которые никогда до этого не показывали в “Астана Опера”. Нам хотелось, чтобы эта творческая работа открыла нашим зрителям молодых артистов труппы с новой стороны. И чтобы это подходило для самих артистов, потому что любая новая работа, как правило, дает рост всем ее участникам.
- Несколько слов о программе, которую увидят зрители... - В полуторачасовой программе, состоящей из двух отделений, в каждом из которых по шесть номеров, будут представлены дуэты, трио, па-де-де, гран-па и фрагменты из самых известных и любимых балетов: “Фея кукол” Байера, “Шехеразада” Римского-Корсакова, “Призрачный бал” на музыку Шопена, “Весенние воды” Рахманинова, “Дон Кихот” Минкуса, “Пламя Парижа” Асафьева, “Умирающий лебедь” Сен-Санса, “Половецкие пляски” из оперы Бородина “Князь Игорь”, танец “Бишi қайық” на музыку Кумисбекова в постановке Галии Бурибаевой. - То есть Вы стремились к разнообразию? - И к разнообразию, и чтобы как можно больше артистов балетной труппы театра было занято - так как это молодой театр, репертуар в нем только формируется. А значит, балетных спектаклей в месяц не так много, и артисты в очереди стоят долго. А надо, чтобы артист не застаивался, он должен быть все время в работе. Поэтому вот такие гала, я считаю, нужны, поскольку в них можно одновременно задействовать множество артистов. И подобрать номера, которые подходят им по амплуа. - Каким образом Вы узнаете, что тот или иной артист, несмотря на определенный шлейф его работ, сможет выразить себя в том или ином амплуа? - Профессионалу это видно сразу. Я 20 лет протанцевала в Мариинском театре плюс отработала 14 лет в Академии русского балета в качестве художественного руководителя. Но работа репетитора очень трудоемкая, ювелирная, она сродни труду скульптора, который отсекает лишнее. И если что-то получается, это очень интересно, честно говоря. Это приятное состояние, когда ты получаешь результат как удовлетворение артиста, который хорошо отыграл спектакль. Это трудно объяснить словами, но это тот момент, когда ты отдаешь зрителям себя и взамен получаешь нечто удивительное от них.
- Вы упомянули о своей многолетней работе в театрах, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее... - Мне грех жаловаться на то, как сложилась моя творческая жизнь. Потому что я окончила лучшую в мире балетную школу - Вагановское училище. Попала в лучший театр. У меня был замечательный репетитор - Ольга Моисеева, которая выпустила не одну балерину. Я попала как раз на то время, когда была система, очень грамотно растившая молодых артистов балета. Репетитор отстаивала мои интересы, она отвечала за меня, знала, когда и что мне можно или нельзя танцевать, и я ей очень за это благодарна. Я была у нее буквально под крылом. И она же меня научила репетиторской профессии, научила думать и, выискивая индивидуальность, художественно мыслить. - Вы наверняка были бы и неплохим стилистом... - Честно говоря, люблю костюмы. Я и сейчас занимаюсь подготовкой театральных костюмов к постановке, потому что мне это нравится, и я считаю в балете важным все, в том числе и подготовку костюмов, а не только сами танцы. Ведь как одет артист - важно, потому что зритель смотрит, в первую очередь, на внешний облик, на костюм. Поэтому мне становится очень обидно, когда хороший артист одет безвкусно или одежда не украшает его образ, а уродует. И вот я бегаю в пошивочный цех несколько раз в день - мне важны все мелочи, касающиеся создаваемых костюмов.
- Какие спектакли Вам ближе по духу, по характеру? - Вообще для меня всегда были очень интересны балеты, где есть драматургия. Мне надо не просто выйти на сцену, а что-то сыграть, пострадать, полюбить. Один спектакль ты сыграешь так, другой иначе, и всегда к нему должен сохраняться интерес. Например, к тому же балету “Жизель”, который никогда не надоедает. Но после него почему-то очень хочется исполнить партию в “Дон Кихоте”, после которого, в свою очередь, тебя начинает тянуть на исполнение в балете “Лебединое озеро”. А еще я очень люблю “Баядерку”. Все мои героини должны быть разными, и мне хочется попробовать каждый раз что-то новенькое, сыграв сначала Никию, а потом, может быть, Зарему. Кроме того, я считаю своим большим счастьем возможность в свое время поработать с такими выдающимися личностями и хореографами XX века, как Мак-Милан, Бежар, Жером Робинс и Ролан Пети, и станцевать не только отечественную классику, но и лучшие спектакли западной хореографии.
Фото Радмира Фахрутдинова и Карлы Нур.
Астана |