ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Колыбельная веков Культура

Ольга Шишанова
В библиотеке первого президента Республики Казахстан состоялась презентация книги известного казахстанского художника-графика Ералы Оспанулы “Казахские народные обычаи”. Источником вдохновения для ее создания, по словам автора, послужили глубинная историческая память казахского этноса и его богатейшее культурное наследие

 

- Ералы Асылханович, как появилась идея создания этой книги?
- Интерес к обычаям у меня появился после того, как я увидел все тонкости обычая “тұсау кесу” - “разрезание пут” и многих других, связанных с рождением ребенка. Чуть позже пришла и сама идея создания альбома - уже после моих рассказов зарубежным друзьям о казахских обрядах, которых, в частности, заинтересовал такой милый обычай, как “кыз куу”. Я несколько лет собирал материалы для создания серии рисунков, посвященных празднествам казахов из прошлой, ушедшей безвозвратно, кочевой жизни. И вообще старинные обычаи и традиции, обряды и ритуалы каждого народа мне представляются своеобразным зеркалом его души.

 

 

- Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавался вопросом своего происхождения на более глубинном уровне. Когда ответ на этот вопрос стали искать вы?
- Я сошлюсь на новый всплеск и широкий интерес ученых к казахским обычаям и традициям, который пришелся на конец 80-х прошлого века, а с приобретением Казахстаном независимости в 1991 году начал возрастать. Стали переиздаваться раритетные труды прошлого, а также новые исследования, источниками для написания которых послужили обычаи и традиции казахов, проживающих на территории Монголии и Китая. Как известно, эти этнические группы являются потомками тех, кто в тяжелые годы первой половины прошлого столетия вынужден был покинуть родные края и сегодня в большинстве своем по-прежнему сохранил кочевой образ жизни. Опираясь на все эти материалы, путем обобщения я предпринял попытку воссоздать некую целостную картину казахских обычаев и традиций, обрядов и ритуалов, связанных с рождением, детством, юностью и женитьбой человека. И знаете, меня приятно удивило, что, несмотря на огромные расстояния, разделявшие многочисленные казахские роды, большинство обрядов и действий оказались идентичными как по названию, так и по содержанию. Разве что два-три обряда, характерные для каких-то регионов, могли напрочь отсутствовать в других.

 

 

- Например?
- Например, обычай “арка жатар” - сноха, затаившаяся за спиной невесты в брачной постели, описывается только в материалах, касающихся обычаев и традиций казахов, проживавших в южных областях. А шуточный обычай “ит ырылдады” - рычание собаки на жениха в ауле невесты - существовал с параллельным обычаем мычания коровы по точно такому же поводу на западе Казахстана. Но самые интересные факты мне удалось обнаружить в записях собирателя народных традиций Кусайына Такежанулы о том, как своеобразно встречали родных жениха в ауле невесты. Оказывается, и об этом мало кто знает, прежде чем отправиться сватать невесту, родные жениха собирали у себя акынов, борцов и обжор, которые, приехав, наперебой доказывали силу, удаль и прославление своего рода. При этом они проходили своеобразный обряд, который сегодня все знают под названием “шашу” - осыпание сладостями.

 

 

- У вас богатые рисунки, связанные с рождением ребенка...
- В старину наши предки своих чад не обделяли практически ни в чем. Причем в Семиречье факты дарения первой собственности новорожденному “босире” были отмечены не только мальчикам, но и девочкам. Информацию о таком особом отношении к девочкам я почерпнул в монгольских источниках, в некоторых из них говорилось даже о том, что иногда родители на детское седло “ашамай” торжественно усаживали не только сыновей, но и своих дочерей. Что из этого получалось, достаточно вспомнить неподражаемый пример царицы Томирис. Об особом отношении к дочерям у кочевников говорит и еще один старинный обычай “кулак тесу” - прокалывание девочкам ушей, по завершении которого родители устраивали празднество.

 

 

- У вас были помощники в ваших поисках?
- Все, что я описал в книге, касается уже проделанной мною работы, которой, конечно, предшествовали рождение идеи и желание осуществить задуманное. Но я прекрасно понимаю, что какой бы грандиозной ни была эта идея, насколько бы замечательной ни представлялась задумка, ее невероятно сложно было бы воплотить в жизнь, если бы не поддержка моих единомышленников. Мне повезло, потому что с первых шагов удалось заручиться пониманием и поддержкой друга, который также был увлечен старинными казахскими обычаями и традициями. Улан Жакеев сумел разыскать старинные исторические источники конца XIX - начала XX веков, а также раритетные издания советской поры. Плодом всех наших усилий и стал иллюстрированный альбом, состоящий не только из визуального, но и из смыслового ряда, основанного на этнографических материалах.
- Какова его основная мысль?
- Казахи деревянный каркас своего переносного жилья, в который входили круглый свод - “шанырак”, подпирающие его жерди - “уыктар”, решетчатые стенки - “кереге” и дверной косяк - “есиги”, называют “кииз уидин суектери - кости юрты”. Так вот, древние обычаи и традиции, обряды и ритуалы можно тоже смело считать таковыми, потому что без них просто невозможно воздвигнуть жилье и украсить его всем остальным добром: ткаными коврами, вялеными кошмами, плетеными циновками, резной мебелью, красивой посудой и прочими атрибутами бытия. Все они призваны помочь в постижении мудрости, накопленной нашими предками за прошедшие века, и мало что может сравниться с ними.
Справка “НП”
Ералы Оспанулы родился в 1960 году в Шымкенте.
Там же окончил художественную школу, затем художественное училище имени Кастеева (1975-79 годы) по специальности “художник-оформитель”.
В 1986 году окончил станковое отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института имени Островского по специальности “книжная графика”. После института вернулся в Шымкент, где начал работать преподавателем в художественном училище имени Кастеева.
Ералы Оспанулы - автор графических работ, созданных на основе старинных гравюр и фотографий. Его труды признаны не только в Казахстане, но и за рубежом: графика Ералы Оспанулы не раз была представлена на лотах старейших мировых аукционных домов “Сотбис” и “Кристис”.

 

Фото Радмир Фахрутдинов

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение