|
Ольга Шишанова В библиотеке первого президента Республики Казахстан состоялась презентация книги известного казахстанского художника-графика Ералы Оспанулы “Казахские народные обычаи”. Источником вдохновения для ее создания, по словам автора, послужили глубинная историческая память казахского этноса и его богатейшее культурное наследие
- Ералы Асылханович, как появилась идея создания этой книги? - Интерес к обычаям у меня появился после того, как я увидел все тонкости обычая “тұсау кесу” - “разрезание пут” и многих других, связанных с рождением ребенка. Чуть позже пришла и сама идея создания альбома - уже после моих рассказов зарубежным друзьям о казахских обрядах, которых, в частности, заинтересовал такой милый обычай, как “кыз куу”. Я несколько лет собирал материалы для создания серии рисунков, посвященных празднествам казахов из прошлой, ушедшей безвозвратно, кочевой жизни. И вообще старинные обычаи и традиции, обряды и ритуалы каждого народа мне представляются своеобразным зеркалом его души.
- Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавался вопросом своего происхождения на более глубинном уровне. Когда ответ на этот вопрос стали искать вы? - Я сошлюсь на новый всплеск и широкий интерес ученых к казахским обычаям и традициям, который пришелся на конец 80-х прошлого века, а с приобретением Казахстаном независимости в 1991 году начал возрастать. Стали переиздаваться раритетные труды прошлого, а также новые исследования, источниками для написания которых послужили обычаи и традиции казахов, проживающих на территории Монголии и Китая. Как известно, эти этнические группы являются потомками тех, кто в тяжелые годы первой половины прошлого столетия вынужден был покинуть родные края и сегодня в большинстве своем по-прежнему сохранил кочевой образ жизни. Опираясь на все эти материалы, путем обобщения я предпринял попытку воссоздать некую целостную картину казахских обычаев и традиций, обрядов и ритуалов, связанных с рождением, детством, юностью и женитьбой человека. И знаете, меня приятно удивило, что, несмотря на огромные расстояния, разделявшие многочисленные казахские роды, большинство обрядов и действий оказались идентичными как по названию, так и по содержанию. Разве что два-три обряда, характерные для каких-то регионов, могли напрочь отсутствовать в других.
- Например? - Например, обычай “арка жатар” - сноха, затаившаяся за спиной невесты в брачной постели, описывается только в материалах, касающихся обычаев и традиций казахов, проживавших в южных областях. А шуточный обычай “ит ырылдады” - рычание собаки на жениха в ауле невесты - существовал с параллельным обычаем мычания коровы по точно такому же поводу на западе Казахстана. Но самые интересные факты мне удалось обнаружить в записях собирателя народных традиций Кусайына Такежанулы о том, как своеобразно встречали родных жениха в ауле невесты. Оказывается, и об этом мало кто знает, прежде чем отправиться сватать невесту, родные жениха собирали у себя акынов, борцов и обжор, которые, приехав, наперебой доказывали силу, удаль и прославление своего рода. При этом они проходили своеобразный обряд, который сегодня все знают под названием “шашу” - осыпание сладостями.
- У вас богатые рисунки, связанные с рождением ребенка... - В старину наши предки своих чад не обделяли практически ни в чем. Причем в Семиречье факты дарения первой собственности новорожденному “босире” были отмечены не только мальчикам, но и девочкам. Информацию о таком особом отношении к девочкам я почерпнул в монгольских источниках, в некоторых из них говорилось даже о том, что иногда родители на детское седло “ашамай” торжественно усаживали не только сыновей, но и своих дочерей. Что из этого получалось, достаточно вспомнить неподражаемый пример царицы Томирис. Об особом отношении к дочерям у кочевников говорит и еще один старинный обычай “кулак тесу” - прокалывание девочкам ушей, по завершении которого родители устраивали празднество.
- У вас были помощники в ваших поисках? - Все, что я описал в книге, касается уже проделанной мною работы, которой, конечно, предшествовали рождение идеи и желание осуществить задуманное. Но я прекрасно понимаю, что какой бы грандиозной ни была эта идея, насколько бы замечательной ни представлялась задумка, ее невероятно сложно было бы воплотить в жизнь, если бы не поддержка моих единомышленников. Мне повезло, потому что с первых шагов удалось заручиться пониманием и поддержкой друга, который также был увлечен старинными казахскими обычаями и традициями. Улан Жакеев сумел разыскать старинные исторические источники конца XIX - начала XX веков, а также раритетные издания советской поры. Плодом всех наших усилий и стал иллюстрированный альбом, состоящий не только из визуального, но и из смыслового ряда, основанного на этнографических материалах. - Какова его основная мысль? - Казахи деревянный каркас своего переносного жилья, в который входили круглый свод - “шанырак”, подпирающие его жерди - “уыктар”, решетчатые стенки - “кереге” и дверной косяк - “есиги”, называют “кииз уидин суектери - кости юрты”. Так вот, древние обычаи и традиции, обряды и ритуалы можно тоже смело считать таковыми, потому что без них просто невозможно воздвигнуть жилье и украсить его всем остальным добром: ткаными коврами, вялеными кошмами, плетеными циновками, резной мебелью, красивой посудой и прочими атрибутами бытия. Все они призваны помочь в постижении мудрости, накопленной нашими предками за прошедшие века, и мало что может сравниться с ними. Справка “НП” Ералы Оспанулы родился в 1960 году в Шымкенте. Там же окончил художественную школу, затем художественное училище имени Кастеева (1975-79 годы) по специальности “художник-оформитель”. В 1986 году окончил станковое отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института имени Островского по специальности “книжная графика”. После института вернулся в Шымкент, где начал работать преподавателем в художественном училище имени Кастеева. Ералы Оспанулы - автор графических работ, созданных на основе старинных гравюр и фотографий. Его труды признаны не только в Казахстане, но и за рубежом: графика Ералы Оспанулы не раз была представлена на лотах старейших мировых аукционных домов “Сотбис” и “Кристис”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |