|
Ольга Шишанова В Российском центре науки и культуры накануне 216-й годовщины со дня рождения великого русского поэта Александра Пушкина открылась фотовыставка “В граните, гипсе, мраморе и бронзе”, рассказывающая о памятниках поэту в разных странах и городах мира. Вернисаж получился необычным и очень трогательным. Естественно, что в преддверии дня рождения Пушкина в разных уголках планеты все писали о “солнце русской поэзии”. Многие цитировали его стихотворения, размышляли о том, что “Пушкин непременно у каждого свой”, несмотря на все изображения, которые остались в наследство современникам благодаря художникам, почти на протяжении трех столетий запечатлевавшим его облик. Вот и Российский центр науки и культуры в столице Казахстана не остался в стороне, разместив в стенах своего заведения фотопортреты, на которых великий русский поэт оказался запечатлен в жанре “застывшей музыки”, представленном на суд ценителей творчества Александра Сергеевича педагогом и поэтом из Петропавловска Василием Коноплевым, много лет посвятившим поиску памятников Пушкину по всему миру
- Василий Георгиевич, как появилась на свет Ваша книга “Есть сердце, где живу я” о памятниках Александру Пушкину, разбросанных по всему миру? - Вмешался случай. Однажды я, как и многие петропавловцы, обнаружил в городском парке пропажу скульптур русских писателей. Главная обида - среди исчезнувших монументов была скульптура Пушкина. Тогда-то и началась почти детективная история моего расследования. Я всерьез заинтересовался темой: а сколько все-таки памятников великому поэту существует в мире? Так появилась моя книга-эссе - как результат накопления моих впечатлений и знаний об Александре Сергеевиче, которыми я захотел поделиться. - По Вашему мнению, памятники, как и люди, не похожи друг на друга? - В этой истине, действительно, убеждаешься, рассматривая самые разные образы поэта, запечатленные скульпторами в разное время и в разных странах. Но самый первый монументальный памятник Пушкину был открыт в день его рождения в 1880 году. Торжественные мероприятия по этому поводу продолжались несколько дней. И если в 1837 году властям удалось скрытно провести похороны поэта, то спустя 43 года народу дали возможность открыто выразить свое уважение к великому современнику, именно тогда названному народным поэтом.
- Но ведь к моменту открытия московского монумента Пушкина успели увековечить в бронзе... - Да, в Великом Новгороде в 1862 году установили памятник “Тысячелетие России”, где на горельефном фризе среди деятелей культуры, внесших значительный вклад в развитие русской литературы, был изображен и Александр Пушкин. А еще до этого, почти сразу после гибели поэта, в Риме, в саду своей виллы, княгиня Зинаида Волконская установила стелу в память о дорогом ее сердцу Александре. Дальше - больше. Уже в 1881 году одна из улиц Санкт-Петербурга называется Пушкинской, на ней жители устанавливают на деревянном постаменте гипсовый бюст Пушкина. Через три года там появляется бронзовый монумент, автор которого Александр Опекушин, тот самый скульптор, что сотворил первый памятник поэту в Первопрестольной.
- А сколько вообще памятников великому русскому поэту в мире? - До революции с 1880 года Пушкину было воздвигнуто около 30 памятников, последний - в 1913 году. За последующие 20 лет не появилось ни одного, зато уже в 1937 году сразу установили более 20 монументов. В сороковые создали свыше 50 памятников в честь поэта, в пятидесятые - больше 80! Таким образом, во второй половине XX века появилось полторы сотни скульптурных изображений Пушкина, причем 32 из них - в странах Европы и Америки. На сегодняшний день монументов в честь Пушкина установлено не менее восьмисот - такого количества памятников не удостоен ни один поэт в мире.
- Какие из них наиболее интересные, на Ваш взгляд? - Все памятники Александру Сергеевичу очень разнообразны по композиции и форме. Есть памятники-фонтаны, есть в сочетании с колоннами и арками, есть с Музой и Пегасом, с другом Владимиром Далем, с няней, с бабушкой. Есть такие, где поэт сидит на скамье или на камне, а то и лежит, скажем, прямо на лужайке в Михайловском или на кресле-диване в одном из арбатских двориков Москвы. - Наверняка время ко многим из них оказалось не благосклонно? - Память имеет свойство жить независимо от нашего желания не помнить или не знать. Еще она, память, имеет свойство мстить тем, кто ею пренебрегает. Не знаю, какое, но все равно будет, я думаю, возмездие тем, кто отнимает у Пушкина трость в Одессе, перо - в Минске, бронзовый венок - в Вильнюсе, цепи вокруг постамента - в Москве. Более того, в Керчи уже четыре раза пропадал с постамента и сам Пушкин, изготовленный сначала из бронзы, потом - из алюминия. Даже надпись на постаменте “А.Пушкину от керчан” не спасала скульптуру от вандалов. И все равно - можно раскрошить камень, можно переплавить бронзу, но нельзя уничтожить душу. Она нетленна и неподвластна воле отдельных людей. Да и Пушкин, он ведь не только в книгах и монументах, он - в сердцах и в памяти.
- Каким самым необычным способом была увековечена память великого русского поэта? - Совершенно неожиданный памятник Александру Сергеевичу установлен на горе в Лос-Анджелесе, называется “Реквием по Пушкину”. Автор его - Григорий Потоцкий. Надо сказать, что ничего подобного, связанного с именем поэта, я не только не видел, но даже и не предполагал, что такое возможно. Представьте себе парящего ангела или Музу, причем своими крыльями это неземное существо опирается на полукруг, похожий на подкову. Что это - замкнутый круг судьбы, или творчества, или сразу небесного и земного существования? Как бы там ни было, возвышенная Муза, у которой в левой руке венок, не может оторваться от земли. А дальше - страшное: в венке голова поэта. Не бюст, а голова. Поневоле вспомнишь название - ведь поэт не коронован венком славы, а покоится на нем, как на блюде, все равно что безвинно принесенный в жертву, подобно Иоанну Крестителю...
Астана |