|
Ольга Шишанова
В Музее первого президента проходит этнографический вернисаж, посвященный культуре и быту народов и этносов, населяющих Северный Казахстан. О выставке, на которой представлено более 200 ярких и запоминающихся экспонатов, своим мнением с “НП” поделился заместитель директора Северо-Казахстанского областного музейного объединения Еркен Шалкенов
- Еркен Каспанович, о чем рассказывают экспонаты вернисажа?
- Выставка начинается с прекрасных слов из дастана известного военачальника, полководца и акына Кожабергена-Жырау. Он говорит о нашем Приишимье, о Северном Казахстане прекрасные слова, упоминает и урочище Кызыл-Жар, где сегодня располагается город Петропавловск. Здесь же находится карта, на которой указано расселение родов, проживавших в Северном Казахстане и входивших в состав среднего жуза. В то время как сегодня на территории СКО работают 103 этнокультурных объединения, а музейных экспонатов, рассказывающих об их жизни и быте, в фондах нашего музея насчитывается более 350 тысяч единиц хранения. При этом основная масса, а это около 200 тысяч экспонатов, - археологические коллекции. Ведь в 80-90-е годы прошлого века на территории области активно проводились археологические раскопки, исследования, во время которых были обнаружены памятники эпохи неолита, например, известное на весь мир Батайское поселение. - Почему Вы решили провести выставку именно в стенах Музея Первого Президента? - С этим музеем нас связывает многолетняя дружба и партнерские отношения. Это не первый наш совместный проект за последние несколько лет. Мы провели вместе несколько мероприятий под девизами “Казахстан, устремленный в будущее”, “Страницы истории”, “На перекрестках истории”. Сегодняшний проект вернисажа называется “Колыбель единства”, он приурочен к 20-летию Ассамблеи народов Казахстана. Мы привезли на суд столичных жителей и гостей города одну из уникальных этнографических коллекций, представленную объемными и смотрибельными экспонатами из фондов нашего Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. - На вернисаже щедро представлены национальные костюмы, что их объединяет - вышивка, сакральные символы? - Если рассматривать народный костюм в этом контексте, то получается, что особенность выставки в том, что она в чистом виде - этнографическая. Я хочу это подчеркнуть, хотя этому, может быть, не всегда придают значение в поисках каких-то исторических параллелей. Но это в чистом виде этнография, то есть объекты материальной культуры разных народов. Если говорить конкретно о костюмах, то, в первую очередь, их объединяет, так же, как и различает, тот тип хозяйственной деятельности, те традиции быта, которые и говорят о необходимости того или иного вида костюма. - Например? - Например, у бюргеров или бауэров, которые имели определенный размеренный образ жизни, присутствует своеобразное трепетное отношение к тому, какая именно одежда должна быть надета для определенного вида их деятельности или в костел на церковную службу. Или же костюмы, которые предназначены для гуляний, для праздников, а значит, должны выглядеть, быть украшены совершенно особенно.
- Большой раздел выставки посвящен культуре казахов именно Северного Казахстана... - Да, и у них здесь тоже показаны костюмы, что являются целесообразным для их образа жизни, для их деятельности. Это касается определенных видов и типов тканей, вышивок, которые связаны прежде всего с природой. Это естественные материалы, природные цветовые оттенки, и главное, они удобны в условиях степной цивилизации, когда яркое солнце может смениться пронизывающим ветром. Казахские кошма или войлок очень сильно отличаются от кружевного передника немецких женщин, но у всех народов есть одна и та же атрибутика, придающая некую подобранность и праздничность любому наряду - белые рубахи. Причем как у женщин, так и у мужчин, и прослеживается это у каждого народа. Белая рубаха присутствует в основе и казахского мужского костюма, и в немецком, польском, татарском костюмах. Это символ постоянного восприятия человеком чего-либо.
- А узоры и орнаменты на одежде? - Они несут глубокий сакральный смысл. Это тоже связь с природой плюс где-то прямая, где-то косвенная отсылка к символам культурным. Например, в исламской традиции нельзя изображать человеческий образ, зато это компенсируется прекрасным изображением тех же цветочных лепестков, различных изображений рогов животных, которые становятся оберегами. А вот растительный орнамент на одежде народов ближе европейского центра России и нечерноземной зоны - это уже совершенно другие виды узоров - насыщенные тона красителей, на них по цветному полю не столько вышивка идет, сколько нашиваются бейка, позумент, окантовка. Такие украшения служили для того, чтобы отогнать от себя недобрых духов, это была своеобразная охранная грамота. - С этим ли связан тот факт, что казахская девушка носила очень много украшений из серебра? - Да, ведь она всегда была на виду, она не закрывала лицо, у нее были открыты волосы. И для того, чтобы защититься от сглаза и тому подобного, серебро должно было звенеть, отвлекать, и, конечно же, не стоит забывать о том, что это было своеобразное вложение капитала. Ведь при кочевом образе жизни нельзя было говорить ни о каких кубышках. А вот польская девушка любила и предпочитала бусы. Чепец немецкой девушки всегда был обязательно чем-то вышит, окантован - это то, что не могла позволить себе казахская девушка в силу просто другого образа жизни. Это все большая философия отношения любого народа к жизни и окружающей его среде, насколько эта среда органична и как происходит ее дополнение при помощи костюма.
- А что в современном мире? - Сегодня появилось современное понятие - “дресс-код”. Но он существовал всегда, потому что народы уже в глубокой древности понимали, когда нужно одевать золото, а когда будет уместно подпоясаться шнурком. То же самое распространялось и на предметы быта. - Вы имеете в виду убранство юрты или избы? - Да, возьмем, к примеру, адал-бакан - вешалку, что располагается по центру юрты, на почетном месте. И тут все просто - по сакральным смыслам одежду мужчины нельзя бросать у порога, через нее нельзя переступать, ведь в кочевом образе жизни мужчина был отбасы - глава семьи, что распространялось и на его одеяние. Похожее отношение было в татарской избе к предметам для глажки белья, да и немецкие обычаи недалеко от этого ушли. Впрочем, в любом народе были какие-то свои сакральные символы, которые всячески отстаивались им в процессе наступления тех или иных проявлений новой цивилизации, которая шла на смену старым обычаям и обрядам. Но главное, о чем рассказывает вернисаж - насколько бы мы ни были различны в своих проявлениях, мы все оказались восприимчивыми к культуре друг друга. Выставка не случайно названа “Колыбель цивилизации”, потому что те народы, которые оказались на земле Казахстана волею судьбы и истории, что-то восприняли от казахской культуры, а казахи, в свою очередь, переняли кое-что у тех, с кем они оказались рядом. То есть, если говорить иносказательно, буквально в одной колыбели. Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |