|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК в рамках проекта “Мировая культура и современное искусство” проходит выставка “Во времени и в пространстве” казахстанского скульптора и архитектора Сакена Нарынова. О 16 произведениях, которые являются не только эстетическими объектами, но и сложными техническими изобретениями, наш разговор с руководителем отдела современного искусства НМ РК Розой Абеновой
|
- Роза Темирбековна, каким образом удалось сгруппировать в столь небольшом зале такие удивительные работы? - Должна сказать, что выставка объединила лучшие произведения Сакена Нарынова, суммирующие основной круг его художественно-научных поисков. Экспозиция построена по принципу символического космического пространства, где большая часть объектов предстает в подвешенном состоянии - парящие в воздухе, они словно нарушают законы гравитации. Нарынов всегда внимательно наблюдал за внешними изменениями мира, для него важен постоянный поиск причинно-следственных связей, которые лежат в основе всего сущего. Мироустройство по его представлению основано на постоянном притяжении и борьбе противоположностей, и автор стремится проследить взаимообусловленность вещей в их естественном развитии. - На вернисаже собраны работы мастера за предыдущие 20 лет. Почему вдруг такая ретроспектива? - Дело в том, что Сакен не считает себя художником, он прежде всего архитектор, мастер пространства. А еще он любит работать с многомерными объектами, которые зачастую придумывает после общения со своими друзьями физиками или историками. Но создает он их не один, ему помогает творческая группа, которая с удовольствием трудится над его проектами вместе с ним. Вот и на этой выставке собраны не столько его работы, сколько решения его задач в познании галактик и мощных законов космоса, которые гораздо важнее и сильнее простых законов человеческого общества. С другой стороны, в творчестве Сакена проскальзывают идеи объектов, которые им не выдуманы, а, по его словам, порой имеют под собой вполне научную основу либо гипотезу. Возможно, какое-нибудь из его вот таких предположений станет когда-то непреложной истиной. - Из чего художник создает все эти галактические творения? - Скульптуры Сакена Нарынова выполнены из металлической сетки. Будучи прочным материалом, она четко обозначает границы объекта, сохраняя при этом его прозрачность и давая возможность постичь внутреннее устройство сложных визуальных форм. Вселенная и анти-Вселенная становятся ключевой бинарной оппозицией его творческого поиска. Ну а обращаясь к новейшим достижениям современной науки, автор соединяет различные области знаний - математику и астрофизику, космологию и топологию, направленные на изучение символических представляемых пространств. - У мастера много пространственных объектов в Алматы и Астане? - Да, и один из них - так называемая “бутылка Кляйна” - неориентируемая односторонняя поверхность, которую Сакен интерпретирует, давая некое свое видение пространства и вводя элементы собственного мировосприятия, когда он работает с поверхностью создаваемых предметов. В этом плане его творчество оценил один из последователей Эйнштейна американский ученый Мартин Гарднер, который отметил, что Нарынов “заглянул в пространство так далеко, как никто другой”.
- Какие работы, на Ваш взгляд, могут произвести настоящий фурор в мировосприятии зрителя? - Во-первых, это “Большой четырехсторонний узел”, который обладает замкнутыми поверхностями, перетекающими одна в другую. Его можно назвать даже евклидовым узлом, так как каждая грань самостоятельна до такой степени, что ее можно закрасить в определенный цвет. Вторая необычная работа называется “Во времени и в пространстве”, которая, собственно, дала название всему вернисажу. По предположению Сакена, интерпретация парадоксов пространства и времени - это возврат к исходному состоянию. В этой работе строго прямые линии, уходя далеко в пространство, становятся изогнутыми, причем в двух ипостасях - вогнутыми или выгнутыми, в зависимости от скорости или от встречи с гигантскими объектами во Вселенной. - Действительно ли Нарынову довелось проиллюстрировать гипотезу английского астрофизика Хокинга о существовании “кротовых нор”? - Да, и эта работа представлена на нынешнем вернисаже. Три концентричных взаимопереплетенных цилиндрических туннеля образуют парадоксальный объект - еще одну вариацию на тему бинарных оппозиций: продольное - поперечное, внешнее пространство - внутреннее пространство, большое - малое, левое - правое. При этом в зонах перехода внутренних пространств на внешнюю поверхность образуются области перемены направления движения в пространстве и времени, своеобразные иллюзорные границы на практически не имеющей границ поверхности. А инсталляция “Модель галактики “Лебедь-А” зарегистрирована художником и вовсе в качестве изобретения. Эта композиция из полированного металла выполнена Сакеном в виде замкнутой ленты, которую проходящая посередине узкая прорезь делит на две самостоятельные полосы. Парадокс в том, что одна из полос укреплена на небольшом основании, другая, странным образом, словно зависает без опоры. В процессе рассматривания внешне устойчивой модели обнаруживается и кажущееся нарушение законов гравитации. Многократное скольжение взгляда по поверхностям - внутренним и внешним, которые в действительности оказываются одной и той же самозамкнутой односторонней поверхностью, приводит к пониманию иррациональных свойств художественного объекта: геометрия замкнутой единой полосы создает подлинную иллюзию существования двух параллельных лент.
- Получается целая художественная философия... - Вы правы, и в обыденной жизни подобные мысли интуитивно выражаются в афоризмах, пословицах, например, всем известное изречение “В капле воды виден океан”. А еще смысл таких прозрений отражен символически в объектах, являющихся вариацией темы бинарных оппозиций: внешнее пространство - внутреннее пространство, бесконечно большое - ничтожно малое, очевидность научных фактов - загадочность Вселенной. Самое малое, оказывается, может быть самым большим и наоборот.
Астана |