ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Симфония сетчатых галактик Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее РК в рамках проекта “Мировая культура и современное искусство” проходит выставка “Во времени и в пространстве” казахстанского скульптора и архитектора Сакена Нарынова. О 16 произведениях, которые являются не только эстетическими объектами, но и сложными техническими изобретениями, наш разговор с руководителем отдела современного искусства НМ РК Розой Абеновой

 

alt

- Роза Темирбековна, каким образом удалось сгруппировать в столь небольшом зале такие удивительные работы?
- Должна сказать, что выставка объединила лучшие произведения Сакена Нарынова, суммирующие основной круг его художественно-научных поисков. Экспозиция построена по принципу символического космического пространства, где большая часть объектов предстает в подвешенном состоянии - парящие в воздухе, они словно нарушают законы гравитации. Нарынов всегда внимательно наблюдал за внешними изменениями мира, для него важен постоянный поиск причинно-следственных связей, которые лежат в основе всего сущего. Мироустройство по его представлению основано на постоянном притяжении и борьбе противоположностей, и автор стремится проследить взаимообусловленность вещей в их естественном развитии.
- На вернисаже собраны работы мастера за предыдущие 20 лет. Почему вдруг такая ретроспектива?
- Дело в том, что Сакен не считает себя художником, он прежде всего архитектор, мастер пространства. А еще он любит работать с многомерными объектами, которые зачастую придумывает после общения со своими друзьями физиками или историками. Но создает он их не один, ему помогает творческая группа, которая с удовольствием трудится над его проектами вместе с ним. Вот и на этой выставке собраны не столько его работы, сколько решения его задач в познании галактик и мощных законов космоса, которые гораздо важнее и сильнее простых законов человеческого общества. С другой стороны, в творчестве Сакена проскальзывают идеи объектов, которые им не выдуманы, а, по его словам, порой имеют под собой вполне научную основу либо гипотезу. Возможно, какое-нибудь из его вот таких предположений станет когда-то непреложной истиной.
- Из чего художник создает все эти галактические творения?
- Скульптуры Сакена Нарынова выполнены из металлической сетки. Будучи прочным материалом, она четко обозначает границы объекта, сохраняя при этом его прозрачность и давая возможность постичь внутреннее устройство сложных визуальных форм.
Вселенная и анти-Вселенная становятся ключевой бинарной оппозицией его творческого поиска. Ну а обращаясь к новейшим достижениям современной науки, автор соединяет различные области знаний - математику и астрофизику, космологию и топологию, направленные на изучение символических представляемых пространств.
- У мастера много пространственных объектов в Алматы и Астане?
- Да, и один из них - так называемая “бутылка Кляйна” - неориентируемая односторонняя поверхность, которую Сакен интерпретирует, давая некое свое видение пространства и вводя элементы собственного мировосприятия, когда он работает с поверхностью создаваемых предметов. В этом плане его творчество оценил один из последователей Эйнштейна американский ученый Мартин Гарднер, который отметил, что Нарынов “заглянул в пространство так далеко, как никто другой”.

 

 

- Какие работы, на Ваш взгляд, могут произвести настоящий фурор в мировосприятии зрителя?
- Во-первых, это “Большой четырехсторонний узел”, который обладает замкнутыми поверхностями, перетекающими одна в другую. Его можно назвать даже евклидовым узлом, так как каждая грань самостоятельна до такой степени, что ее можно закрасить в определенный цвет. Вторая необычная работа называется “Во времени и в пространстве”, которая, собственно, дала название всему вернисажу. По предположению Сакена, интерпретация парадоксов пространства и времени - это возврат к исходному состоянию. В этой работе строго прямые линии, уходя далеко в пространство, становятся изогнутыми, причем в двух ипостасях - вогнутыми или выгнутыми, в зависимости от скорости или от встречи с гигантскими объектами во Вселенной.
- Действительно ли Нарынову довелось проиллюстрировать гипотезу английского астрофизика Хокинга о существовании “кротовых нор”?
- Да, и эта работа представлена на нынешнем вернисаже. Три концентричных взаимопереплетенных цилиндрических туннеля образуют парадоксальный объект - еще одну вариацию на тему бинарных оппозиций: продольное - поперечное, внешнее пространство - внутреннее пространство, большое - малое, левое - правое. При этом в зонах перехода внутренних пространств на внешнюю поверхность образуются области перемены направления движения в пространстве и времени, своеобразные иллюзорные границы на практически не имеющей границ поверхности.
А инсталляция “Модель галактики “Лебедь-А” зарегистрирована художником и вовсе в качестве изобретения. Эта композиция из полированного металла выполнена Сакеном в виде замкнутой ленты, которую проходящая посередине узкая прорезь делит на две самостоятельные полосы. Парадокс в том, что одна из полос укреплена на небольшом основании, другая, странным образом, словно зависает без опоры. В процессе рассматривания внешне устойчивой модели обнаруживается и кажущееся нарушение законов гравитации. Многократное скольжение взгляда по поверхностям - внутренним и внешним, которые в действительности оказываются одной и той же самозамкнутой односторонней поверхностью, приводит к пониманию иррациональных свойств художественного объекта: геометрия замкнутой единой полосы создает подлинную иллюзию существования двух параллельных лент.

 

 

- Получается целая художественная философия...
- Вы правы, и в обыденной жизни подобные мысли интуитивно выражаются в афоризмах, пословицах, например, всем известное изречение “В капле воды виден океан”. А еще смысл таких прозрений отражен символически в объектах, являющихся вариацией темы бинарных оппозиций: внешнее пространство - внутреннее пространство, бесконечно большое - ничтожно малое, очевидность научных фактов - загадочность Вселенной. Самое малое, оказывается, может быть самым большим и наоборот.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение