|
Ольга Шишанова
Всемирно известный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев в очередной раз привез в Астану ежегодный Московский пасхальный фестиваль классической музыки, о чем и рассказал в своем интервью корреспонденту “НП”
- Валерий Абисалович, ваш Пасхальный фестиваль стал уже настоящим брендом... - Он, действительно, охватывает просто беспрецедентные масштабы, и я не первый раз вместе с моим другом и коллегой Денисом Мацуевым привожу его в Казахстан. Я помню свое выступление здесь несколько лет назад на одном из таких вот Пасхальных фестивалей, для меня это было абсолютно незабываемо, ну а сегодняшний наш уникальный вояж и вовсе проходит в канун двух особенных дат - 70-летия Великой Победы и юбилея Петра Ильича Чайковского. И это не просто даты, а особое состояние для многих людей, которое мы, как музыканты, не можем обойти стороной.
- Вы очень занятой человек, у которого множество концертов, форумов и встреч, но тем не менее вот уже почти 10 лет не проезжаете мимо Казахстана. В чем загадка? - Поверьте, для меня большая радость быть вновь и вновь у вас в Казахстане и в Астане в частности. Потому что я чувствую себя как дома, и у меня здесь очень много друзей. В Алматы я первый раз приехал еще раньше - где-то в 1985 году. Мне тогда доверили дирижировать огромным количеством произведений современных композиторов. Как-то я все это успел, у меня остались огромные впечатления от встреч с людьми, а встречался я тогда с Динмухамедом Кунаевым, и даже довелось пообщаться с сегодняшним президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Сейчас я думаю, что это у меня уже шестой приезд в вашу страну. - Каковы сегодня Ваши профессиональные намерения и возможности? - Мой коллектив расширяет рамки сотрудничества с “Астана Опера” и с “Астана Балет”, которые побывали у нас в Петербурге на самом большом фестивале “Звезды белых ночей”. Этот фестиваль не выездной в отличие от другого - Пасхального, который, напротив, устремлен в регионы. В рамках “Звезд белых ночей” проходят огромные оперные и балетные постановки, ориентируясь на приглашения крупнейших музыкантов нашего времени, в том числе и из “Астана Опера”. Мы же со своей стороны собираемся привезти в Казахстан завершение цикла опер Вагнера и будем делать все, чтобы наши творческие контакты только росли, потому что это обязательно принесет хорошие результаты.
- Вы снова приехали в паре с Денисом Мацуевым. Это стало традицией? - Оба фестиваля, которыми я занимаюсь, немыслимы без участия Дениса Мацуева. Он при своем даровании и огромном репертуаре успевает еще больше, чем я. В том числе и в рамках Пасхального фестиваля, который начался две недели назад концертами в Москве. Кстати, на нем звучала разнообразная программа, редкие симфонии Мясковского, второй фортепьянный концерт Щедрина, четвертая симфония Чайковского. И я рад, что на концертах было очень много молодежи. А в Казахстане мы еще сделали совместную акцию с Алматинской консерваторией, обменявшись музыкальными опусами. Ведь мы с Денисом очень сильно вовлечены в движение помощи молодым начинающим музыкантам. - Когда открылся театр “Маринка-2”, первыми, кого Вы пригласили на гастроли на новую сцену, был коллектив казахстанского театра “Астана Опера”... - Что касается Мариинского театра, которым я руковожу, гастроли, особенно взаимные, обогащают и укрепляют наши связи. Мне кажется, что Россия и Казахстан, не закрываясь в культурном плане от других крупных держав, налаживают между собой очень обширные контакты. Мы - я и мой коллектив - всегда с удовольствием приезжаем в Казахстан, точно так же мы ждем в Санкт-Петербурге друзей-музыкантов из вашей страны. Ведь музыка не знает границ. Кажется, даже наши театры похожи - не только по времени постройки, но и по техническому оснащению, по интерьеру, многообразию богатой деревянной отделки в столичном театре “Астана Опера” и множеству каменной - в “Маринке-2”.
- Как Вам удается руководить столь большим театром при таком напряженном графике? - Дело в том, что я случайно стал руководителем театра. Потому что в 1988-89 годах мы жили в СССР, это были сложные годы, которые не несли ничего хорошего, и руководителей тогда выбирали трудовые коллективы. Ну а я не подходил ни по одной характеристике на роль руководителя столь огромного театра в той традиционной системе координат, что существовала. Я был молод, беспартийный, представитель небольшого, хоть и древнего народа - осетин. И когда коллектив театра решил сам определиться с именем руководителя, зарплаты падали, курс рубля слабел, бедствовали даже народные артисты Советского Союза, а я понимал, что надо работать больше и напряженнее других. Я каждую репетицию проводил сам, лично. У нас стремительно рос репертуар, и мы взяли такой разбег, что не можем остановиться до сих пор. По моему убеждению, чем больше вкладываешь сил в первые пять-шесть лет, тем быстрее придет признание и успех. К моему коллективу пришло все сразу и одновременно. Однако я считаю, что можно выступать по всему миру, но надо любить свою страну. Поэтому этот Пасхальный фестиваль как раз нацелен передать эту идею.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |