|
Ольга Шишанова В Карагандинском областном музее изобразительных искусств проходит юбилейный вернисаж карагандинского искусствоведа и живописца Журсина Балкенова. Выставка, на которой представлено почти 40 работ мастера, приурочена к его 70-летию
Говорят, что как бы широко и многопланово ни развивалось с годами творчество того или иного художника, у него всегда единый исток - страна его детства. “Все мы родом из детства”, - говорил еще французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Ну а страна детства Журсина Балкенова - это просторы родного Казахстана. Художник неизменно верен этой загадочной земле, ее краскам и ее ритмам, как это бывает свойственно только глубинному знанию и, конечно, любви.
Биография Журсина Шаяхметовича незатейлива, как и многих из тех, кто был ребенком послевоенной эпохи - он родился за месяц до окончания войны в рабочем городе Караганде, повзрослев, окончил Казахский педагогический институт имени Абая в 1971 году, стал искусствоведом, затем доктором педагогических наук, профессором и членом-корреспондентом Академии художеств РК. По его собственным словам, пора его становления и обретения себя в искусстве не имела каких-то четко очерченных возрастных границ. Его юношеские годы проходили в Каркаралинске, где начинающий художник и ощутил в себе тягу к рисованию, к искусству. “Своим первым учителем я считаю своего педагога по рисунку и черчению Ахмата Сингатуллина, который окончил Киевское художественное училище. Да и в институте мне повезло, потому что я прошел школу у таких корифеев своего дела, как Мухит Калимов, Айша Галимбаева, Кайдар Рахимов”, - рассказывает Журсин Балкенов. Помнит он и начало своей творческой деятельности, которая восходит еще к 1960-м годам.
К слову, буквально через несколько лет - в 1966 году - молодой живописец станет участником первой республиканской выставки молодых художников. Сегодня таких корифеев почти не осталось, тем ценнее творчество Балкенова, который помнит все тогда происходившее в художественной жизни страны, как будто это было вчера. Однако активно выставляться он начнет только спустя почти 20 лет, когда приедет в Караганду и станет работать в тогдашнем Карагандинском педагогическом институте (сегодня это университет имени Е.Букетова). С тех пор вместе с членами Союза художников Караганды он будет активно заявлять о себе почти на всех выставках.
Вот и на этой, юбилейной выставке Журсина Шаяхметовича, им выставлено около сорока полотен, написанных в разное время. По единодушному мнению арт-критиков, произведения мастера привлекают к себе “активным личностным поиском гармоничного единства мира”. Попросту говоря, каждую работу художник пропустил через свое мировосприятие, каждую наградил своим видением и интерпретацией. Глубоко личные раздумья, которые неизменно присутствуют во всех его работах, проникнуты светлым мироощущением и восприятием мира. Наверное, настоящему мастеру нельзя иначе. Вот и получились его работы вроде самостоятельные, и в то же время на каждую зритель смотрит глазами живописца. А еще Балкенов основателен в выборе образов и композиций, пластических решений и цветовых оттенков. Колористические изыскания художника отражаются в сложной проработке цветов и их тональных переплетений, с помощью которых и достигается цельность. Не случайно эмоциональное отношение к живописному чувствованию природы оказало существенное влияние и на дальнейшее развитие казахстанского пейзажа в творчестве мастера. А обращение к опыту импрессионизма стало великолепной школой для повышения уровня его художественного мастерства, обогащения его работ пластическими решениями разнообразия фактуры, форм, гибкости и подвижности мазка, светоносности цвета, богатого колористического звучания. Например, несмотря на то, что его ранняя работа “Бухара”, созданная художником в 1967 году, и полотно “Рыбы”, которое он написал несколько лет спустя, разные, между ними, так же, как и между произведениями предыдущих последних лет, существует прочная связь. “Это говорит о естественности развития всего сущего, - говорит живописец, - в том числе и моих картин вместе со мной”. Ведь, как считают искусствоведы, первые работы Балкенова запомнились усиленно организованной массой темных тонов, не раскрывающих колористические возможности художника, но тем неожиданнее был его переход в 2000-х годах к качественно новому этапу, выразившемуся в особой светоностности, как уже говорилось, и цветности полотен. И, наконец, в более поздних работах - “Шайтан кол” (2010), “Вечер” (2012) - отчетливо проявилась связь между формой и экспрессией цветового пятна. Как пример, нежный и лирический цвет в произведении “Весна”, созданном в это же время, превращается в “Цветах в вазе” в бурную страсть.
Поклонники творчества мэтра считают, и, в общем-то, они правы, что художественный почерк Журсина Балкенова никогда не знал самоповторов. Живописец давно “вышел из страны детства”, давно преодолел художественную пору зрелости, но никакой успех, по его собственному признанию, не отменял для него вечную задачу всех творческих людей - познания себя и искусства. Этому же он учит и своих студентов.
Астана |