|
Василина Воркова
С приходом осени художественная жизнь Алматы снова наполнилась интересными событиями. С начала сентября в нашем городе проходят мастер-классы, конференции с участием российского художника Геннадия Зубкова - ученика мастера импрессионистического кубизма, художника-авангардиста Владимира Стерлигова. А на прошлой неделе состоялось открытие выставки “В.Стерлигов и его последователи. Санкт-Петербург - Алматы” в Государственном музее искусств имени А.Кастеева
Художник из Санкт-Петербурга Геннадий Зубков продолжает развивать традиции русского авангарда, ведет активную преподавательскую и кураторскую деятельность. Недавно он провел мастер-класс для казахстанских художников, искусствоведов и студентов. Не случайно местом проведения мероприятия был выбран лагерь в ущелье “Бель-Булак” - Владимир Стерлигов во время своей жизни в Алма-Ате восхищался красотой гор и неустанно писал горные пейзажи, этюды, рисовал наброски.
Геннадий Зубков рассказал много неизвестных, интересных фактов о жизни Стерлигова и его супруги, прочитал лекцию о возникновении и особенностях цветообразования в импрессионизме, геометризации в кубизме, супрематизме, сезаннизме, о теории и практике расширенного смотрения Матюшина и, конечно же, о художественной чашно-купольной системе Стерлигова и его собственном живописном методе “форма делает форму”.
- Геннадий Герасимович, интересно узнать историю Вашего знакомства с Владимиром Стерлиговым.
- В то время художники для того, чтобы чем-то поделиться, пообщаться, посмотреть, организовывали квартирные выставки. Обычно в конце лета Владимир Васильевич с Татьяной Николаевной устраивали у себя в комнате в коммунальной квартире выставку. Причем в комнате было всего одно окно, наполовину закрытое стеной другого дома, поэтому им приходилось писать по очереди.
На одну из таких выставок попала моя сестра, пришла домой взволнованная и настоятельно рекомендовала мне сходить посмотреть на картины очень талантливого художника, решила нас познакомить. Однажды, придя на работу к сестре, я увидел очень живого, взъерошенного человека - это и был Владимир Васильевич. Когда мы попросили разрешения прийти на его выставку, он ответил: “Нет. Вы посмотрите, что творится кругом. Вы что, не понимаете? Вы - абстракционисты”. Этим он хотел сказать, что мы - совершенно отвлеченные от жизни, от того, что происходит рядом, абсолютно ничего не понимающие.
Буквально на следующий день я встретился с Арменом Тахтаджаном, который позвал меня на выставку. Когда вечером мы пришли на выставку, постучались в дверь, нам открыл Владимир Васильевич. Мы оба были удивлены настолько, что даже не поздоровались. “Это судьба”, сказал тогда Владимир Васильевич.
- Расскажите, о Ваших занятиях, как Вы стали брать уроки у Владимира Стерлигова?
- Когда я попал на выставку, на стенах висело что-то непонятное для меня, но настолько обворожительное, что я охнул. Тогда Владимир Васильевич попросил меня принести наброски, из нескольких он выбрал один маленький-маленький, на котором была изображена башенка дома, частично закрывающая заходящее солнце. Он понял, что у меня есть способности, которые надо развивать, и пригласил меня прийти через неделю. Так мы начали встречаться раз в неделю, чтобы я успевал выполнить задания.
Начинал Владимир Васильевич занятия с импрессионизма, кубизма, супрематизма, творчества Сезанна, Кандинского, Матюшина, Ермолаева, культуры цвета, иконописи, теории формообразования. Поскольку в художественных учебных заведениях ему преподавать не разрешали, с 1964-го занятия проходили у него дома, в 1971 году - в мастерской Татьяны Николаевны. В 1968 году он ввел меня в группу художников, которые занимались с ним без меня.
На выставке “В.Стерлигов и его последователи. Санкт-Петербург - Алматы”, открывшейся на прошлой неделе, представлены произведения Владимира Стерлигова и его супруги Татьяны Глебовой, Геннадия Зубкова, а также работы казахстанских художников Рустама Хальфина и Александра Ророкина.
|
Открытие выставки |
Работы Владимира Стерлигова из коллекции Государственного музея искусств имени А.Кастеева отражают период, когда автор после вынужденного перерыва, после лагеря и фронта, вернулся к рисунку, акварели, а затем и к живописи - “Ворота во двор”, “Горы летом”, “Деревья”, “Поездка на Или”, “Пейзаж с крылечком”, “Горы”, “Натюрморт” и другие.
В 1943 году Владимир Стерлигов с супругой принимают участие в республиканской выставке “Великая Отечественная война”, затем проводят свою персональную выставку “Месяц на этюдах”. Как отмечает куратор выставки искусствовед Елизавета Ким, “казахстанские акварели художника прозаичны, полны света и воздуха, вызывают духовный трепет, чувство просветленности, тихую радость”.
Татьяна Глебова создала серию акварелей, посвященных жизни людей в казахских степях, красоте восточных женщин, многоликости базаров, незамысловатому быту простого народа - работы “Казашка на ослике”, “Базар”, “Центральная улица”, “Торговка с кумысом”, “Мазанки и верблюд”. Совместно со Стерлиговым начала разрабатывать новую живописную систему - чашно-купольное пространство.
Ученик В.Стерлигова - художник Геннадий Зубков, освоив художественную систему Стерлигова, продолжает работать над проблемами формы и цвета. В 1977 году он разработал новый живописный метод “форма делает форму” на основе окружающей геометрии Стерлигова. На выставке представлены такие его работы, как “Два нарцисса”, “Рождество”, “Два яблока и груша”, “Во дворе”, “Натюрморт с гранатом” и другие.
Последователь В.Стерлигова и Г.Зубкова - художник Рустам Хальфин - с помощью мерцающего и пульсирующего цвета познает сущность мира, конструирует собственную реальность. Интересны его работы “Двойное фрагментирование из Матисса”, “Вне жанра. Поле зрения”, “Полет в цветном” и “Вечность Сезанна”
Художнику Александру Ророкину интересно решать как общие супрематические задачи, так и задачи стерлиговской живописи, системы “форма делает форму” Г.Зубкова. Он открыл собственное выразительное соединение натурных впечатлений с художественной системой - “Две груши”, “Мороз и солнце”, “Домик в горах”, “Кривая бутыль”.
“Приятно, что все замыслы организаторов воплощаются в реальность. Важно, что после большого перерыва из России приезжает выставка в Казахстан. Думаю, что таким событием мы положим старт связям художников России и Казахстана”, - отметил на открытии выставки генеральный консул Российской Федерации в Республике Казахстан Борислав Мещанинов.
Досье “НП”
Геннадий Зубков родился в 1940 году в Перми. В 1968 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института имени Герцена. В 1963 году познакомился с художником Владимиром Стерлиговым (1904 - 1973), учеником Малевича, изучил под его руководством живописную культуру импрессионизма, сезаннизма, кубизма, супрематизма, теорию и практику расширенного смотрения Матюшина, новые изобразительные средства, открытые Стерлиговым.
В 1969 году открыл новое пластическое состояние “разорванное пространство” и его дальнейшее развитие: коллаж. С 1976 по 1980 год разработал и проверил на практике план и методику занятий по проблемам формы и цвета на основе занятий со Стерлиговым. С 1986 года по настоящее время проводит занятия с молодыми художниками.
В 1995 году создал экспериментальную художественно-исследовательскую группу “ФОРМА + ЦВЕТ”, в 1996-м - художественное объединение “17 апреля”. С 1998 года - член Союза художников России. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
С 1967 года он провел более 20 персональных выставок как в России, так и в Финляндии, Германии и США, среди них выставки “Made in America. До и после 11 сентября”, “Импрессионизм сегодня”, “Papaver L., или Уроки ботаники”, “Импрессионистический кубизм”, “Лето 2005. Черногория”, “Природа вечной женственности”, “Позавчера, вчера, сегодня”.
Работы художника находятся в собраниях музеев и в частных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, Коломне, Петрозаводске, Томске, Кемерово, Архангельске, Ярославле, Берлине и США. |