ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сказание о фонтане слезном Культура

Ольга Шишанова

Грандиозную премьеру балета Бориса Асафьева “Бахчисарайский фонтан” готовит на послезавтра столичный театр “Астана Опера”. Новая редакция известного балетного полотна принадлежит казахстанским хореографам, заслуженным деятелям РК Турсынбеку Нуркалиеву и Галие Бурибаевой, которая любезно поделилась в эксклюзивном интервью своим мнением о постановке накануне премьеры с корреспондентом “НП”

 

- Галия Исмаиловна, в чем разница или, может быть, сходство нынешней постановки “Бахчисарайского фонтана” с теми, которые ставились еще в Алматы, а затем - в столичном Театре оперы и балета имени К. Байсеитовой? 

- Я очень хорошо знаю постановку в Алматы, которая на протяжении всей моей творческой жизни шла в театре имени Абая. Да и в столичном театре имени К. Байсеитовой мы также поставили ее вместе с Турсунбеком Нуркалиевым. Но нынешняя постановка этого известного балета отличается очень сильно - ведь сейчас площадка-то совсем другая.
Кроме того, театр “Астана Опера” предоставляет нам, артистам, потрясающую возможность сотрудничать с выдающимися художниками даже не столетия, а целого тысячелетия. И, на мой взгляд, лучше итальянских мастеров Эцио Фриджерио и Франки Скуарчапино, с которыми мы сейчас в очередной раз вместе работаем, еще никто не передал на сцене ни богатство красок, ни богатство архитектуры. У них потрясающий вкус и столько знаний, так что разница не только большая, она радикальна. А ведь спектаклю уже 81 год - он был поставлен в 1934 году в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. Кирова в Ленинграде. Сейчас это знаменитый Мариинский театр.


 

- Конечно же, здесь и труппа другая?
- Да. И не только. Во внимание надо принимать, что и художники совсем другие, и хор совсем другой, и у труппы возможности здесь совершенно другие, тем более, что только в первом акте задействованы 70 человек - это с мимансом и с хором. На протяжении всей постановки на сцене разворачиваются огромные красочные картины действа.
Если же говорить об исполнителях, то главные герои - это Мария, Зарема, хан Гирей, Вацлав и Нурали. Исполнители, которые их танцуют у нас, все потрясающе талантливы. Мадина Басбаева, одна из лучших наших балерин, исполняет партию Марии. У нее совершенно удивительное лицо, красивая физика, и еще она очень трудолюбивая. Мадина великолепно танцует, и когда начинается балет, она первая выходит на сцену, зритель видит первой ее. Потом она появляется вместе со своим романтическим героем Вацлавом, с помощью танца передавая свое ощущение счастья.
- Вацлав - это же вымышленный персонаж?
- Да, его придумал либреттист Николай Волков, он внес его для того, чтобы Мария не была одинока, ведь необходимо было сначала раскрыть ее характер, а уже потом показать в многогранном образе, так что в начале спектакля она нежная и счастливая невеста, которая готова дарить всю свою любовь жениху Вацлаву. Затем, попав в плен, пережив боль утраты родных и близких, она - несчастная, находящаяся в постоянном страхе девушка. Или вот хан Гирей - удивительная партия. Конечно, много есть исполнителей этой роли, в истории остался, например, легендарный Александр Лапаури, который танцевал эту партию в Большом театре. В нашей постановке партию хана Гирея готовят сразу три артиста балета - Бауржан Мекембаев, Жанибек Иманкулов и заслуженный деятель РК Жандос Аубакиров. Но в первый день премьеры в этой роли выступит сам хореограф-постановщик Турсынбек Нуркалиев. Эту партию он танцевал в течение 36 лет, его дебют состоялся в 1979 году в постановке создателя этого балета - Ростислава Захарова. Я считаю, что у этой партии самая, пожалуй, удивительная пластика. Там не везде надо прыгать, как обычно выражает себя хореография постановки - прыжками, верчением, определенной техникой. А именно - “брать зрителя” техникой пластичной мягкости, хотя мы говорим об очень грозном человеке, который постоянно в походах всех завоевывает и вдруг обнаруживает внутри красивую лирическую струну, которая оказывается задета Марией, что танцору доводится очень красиво отображать. Ведь музыкальный театр - это театр чистейшей романтики. И без любви тут никуда. Поэтому так хорошо показан и замечательный треугольник: Мария - хан Гирей - и его ревнивая Зарема. Есть еще и прекрасная партия Нурали, который совершенно предан своему властелину - хану Гирею, это его правая рука, человек-кошка, человек-тень.
- Еще Джузеппе Верди сказал: “Если у вас нет денег, не ставьте Аиду”. Относится ли эта фраза к вашей постановке?
- Да, и весьма. Потому что наш спектакль уже сам по себе предполагает восточную роскошь. Но это не в понимании арабского мира, а мира именно тюркского. В этом спектакле такой интересный подход - происходит смешение культур. Как, например, польский замок, христианская культура, оформление из эпохи барокко. И тут же восток, в оформлении присутствует альгамбра - этот витиеватый, потрясающе узорчатый песчаник как квинтэссенция арабской культуры красоты. Что же касается костюмов, там просто фантастический взрыв красок - Франка Скуарчапино особо чувствует цвет, который она всеми мыслимыми и не очень путями соединяет между собой в костюм. Повторюсь, мы уже делаем совместно с итальянскими мастерами-оформителями в нашем театре четвертый спектакль, и у меня только одна мысль: оформлять сцену и одевать артистов нужно только так, как это делает она.
- Каковы, на Ваш взгляд, ключевые точки спектакля, которые будут останавливать взгляд зрителя, заставляя его замирать от предвкушения?
- Всего у нас четыре картины с прологом и эпилогом, которые длятся в общей сложности два часа двадцать минут. В первом акте - это сражение в замке, во втором - это гарем, тот момент, когда Гирей отвергает Зарему, комната Марии и ее гибель. Затем - внутренний двор Бахчисарайского дворца, где происходит казнь Заремы, потрясающий татарский танец и, наконец, эпилог романса на музыку Бориса Астафьева “Фонтан любви...”.

В нашей постановке партию хана Гирея готовят сразу три артиста балета - Бауржан Мекембаев, Жанибек Иманкулов и заслуженный деятель РК Жандос Аубакиров. Но в первый день премьеры в этой роли выступит сам хореограф-постановщик Турсынбек Нуркалиев. Эту партию он танцевал в течение 36 лет, его дебют состоялся в 1979 году в постановке создателя этого балета - Ростислава Захарова. Я считаю, что у этой партии самая, пожалуй, удивительная пластика. Там не везде надо прыгать, как обычно выражает себя хореография постановки - прыжками, верчением, определенной техникой. А именно - “брать зрителя” техникой пластичной мягкости, хотя мы говорим об очень грозном человеке, который постоянно в походах всех завоевывает и вдруг обнаруживает внутри красивую лирическую струну, которая оказывается задета Марией, что танцору доводится очень красиво отображать. Ведь музыкальный театр - это театр чистейшей романтики. И без любви тут никуда. Поэтому так хорошо показан и замечательный треугольник: Мария - хан Гирей - и его ревнивая Зарема. Есть еще и прекрасная партия Нурали, который совершенно предан своему властелину - хану Гирею, это его правая рука, человек-кошка, человек-тень.

 

Автор благодарит за помощь в работе над статьей сотрудников пресс-службы тетра “Астана Опера” Екатерину Романову и Асель Накупову.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение