|
Ольга Шишанова
На сцене драматического театра в честь 550-летия образования Казахского ханства под руководством заслуженного деятеля РК, лауреата премии “Тарлан”, режиссера-постановщика Гульсины Миргалиевой обещает переродиться культовый роман писателя Булата Жандарбекова “Томирис - царица сакская”. Премьера, которая состоится 27 февраля, позволит зрителям окунуться в царство саков, полное военных столкновений и противостояний, интриг и борьбы, в центре которых - образ великой женщины, дочери казахских степей
- Гульсина Бакаджановна, почему Вы выбрали для постановки именно Томирис из всех исторических персонажей?
- Можно сказать, что я не выбирала, а меня просто пригласили для постановки “Томирис - царица сакская”. Идея создания этого спектакля принадлежит директору ГАРДТ имени М.Горького Еркину Касенову, а дальше - наша полная импровизация и творческая свобода вместе с коллективом. Да и потом - у “Томирис” было много инсценировок и кинороманов, однако мы выбрали наиболее популярную версию, ту, которую зритель в основном и знает - по роману Жандарбекова.
У нас не было абсолютной инсценировки, все создание спектакля произошло этюдным методом. Мы вместе сочиняли, импровизировали, что-то пробовали, но текст, повторю, был полностью из Жандарбекова, просто роман очень большой, а мы нашу версию вместили в двухчасовой спектакль. Я думаю, что для зрителя это будет что-то новое, потому что это эпическая драма, но я бы так сказала, что даже где-то она перекликается со стилем “экшн”.
- Каким было Ваше режиссерское видение спектакля?
- Работая с любым художественным произведением, я хочу заострить на этом внимание, мы имеем полное право на художественный вымысел. То есть в данном случае мы не учебник по истории, в котором четко придерживаются хронологии дат и событий.
Мы опираемся на современный мир, и, согласитесь, у нас уже давно клиповое мышление. Вот и на эту нашу постанову очень сильно влияют современный мир, интернет, компьютерные технологии и, наконец, зритель, который почти постоянно “сидит” в смартфонах. И это мышление уже настолько прочно вошло в наше сознание, что не может не отражаться на постановках наших спектаклей. Поэтому то, что вы увидите в “Томирис”, ручаюсь, вы сравните с яркой легендой, чем-то своей постановкой напоминающей фильмы “Росомаха”, “Троя”, “Гладиатор”, то есть эпичную, но современную историю. И это будет абсолютно современная постановка, рассчитанная на современного зрителя, на молодежь, которая не будет сидеть и зевать. Ведь к нам на спектакли приходит зритель не из VI века до н.э., а зритель сегодняшний. И мы должны увести его в наш мир, мир, который мы показываем на сцене. Но для этого вовсе не нужно говорить на древнем парском языке героев, достаточно осовременить постановку. Мы должны удивлять, и в первую очередь должны всему верить и удивляться действу сами актеры.
- Расскажите о ключевых моментах постановки, которые Вам были интересны не только как режиссеру, но и как женщине.
- Томирис - женщина, Томирис - мать, и потому в ней есть нечто материнское и к своей земле, к своему народу, ведь массагетов она считает своими детьми. У нее есть единственный сын Спаргапис, которого, по нашей версии, зверски убивает царь Кир (его мастерски играет Роман Чехонадский), в то время как в романе юноша лишает жизни себя сам. И тут, естественно, Томирис, как мать, не может не отомстить. Но все же в спектакле не будет философских размышлений, это обыкновенная история о любви. Любви к мужчине, к сыну, к земле, к народу. Это история женщины, которая родилась царицей и умерла царицей. Это судьба.
- Как проходил кастинг актеров?
- Очень просто. Я знаю и очень люблю этот коллектив, вместе с ними я поставила “Мастера и Маргариту” по Булгакову. Я уже говорила о моем однокурснике и друге Романе Чехонадском, очень талантливом актере, и когда я его увидела, у меня сразу же в голове сложился пазл, что он будет великолепен в роли Кира. Или вот Денис Анников играл у меня Мастера в булгаковской пьесе, поэтому я его увидела в роли знаменитого Рустама Железнотелого, который так любил Томирис. А вот на роль Томирис я предпочла новую для себя актрису, очень талантливую, харизматичную и сексуальную - Анастасию Воронцову. Хотя было три претендентки на эту роль. Все упомянутые мной артисты справились со своими образами блестяще, учитывая, что у нас не было готового сценарного текста, и реплики, диалоги лепились по ходу создания пьесы, к работе над которой мы приступили 8 января наступившего года.
- Как главной героине приходилось делать нелегкий выбор между мужем и любовником, совмещая все это с глобальной идеей объединения земель и племен?
- Это коварный вопрос! Но изюминка здесь в том, что эта женщина действительно была масштабна. Однако слишком много вокруг нее было мелких дел, интриг, которые так закрутили ее судьбу, что ее любовнику и телохранителю Бахтияру, который постоянно находится рядом с ней в нужный момент, в нужное время, приходится быть постоянно начеку. Все это говорит и о ее неидеальности и одновременно о силе, которая в итоге сыграла с ней все-таки злую шутку. Это как две стороны одной медали.
Идея создания этого спектакля принадлежит директору ГАРДТ имени М.Горького Еркину Касенову, а дальше - наша полная импровизация и творческая свобода вместе с коллективом. Да и потом - у “Томирис” было много инсценировок и кинороманов, однако мы выбрали наиболее популярную версию, ту, которую зритель в основном и знает - по роману Жандарбекова.
У нас не было абсолютной инсценировки, все создание спектакля произошло этюдным методом. Мы вместе сочиняли, импровизировали, что-то пробовали, но текст, повторю, был полностью из Жандарбекова, просто роман очень большой, а мы нашу версию вместили в двухчасовой спектакль. Я думаю, что для зрителя это будет что-то новое, потому что это эпическая драма, но я бы так сказала, что даже где-то она перекликается со стилем “экшн”.
Астана |