|
Мария Коленко
Впервые на сцене Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Габита Мусрепова алматинцы увидели притчу “Черная бурка”
Назидательный спектакль, включающий в себя нравственное поучение, пришелся публике по вкусу. Философская пьеса-притча драматурга и педагога Георгия Хугаева “Черная бурка”, поставленная Асхатом Маемировым, повествует о вечном - о предательстве и преданности, о дружбе и любви, а также о постоянно вторгающихся компромиссах и соблазнах.
Спектакль-притча 2002 года “Черная бурка” вступает в незримый диалог со спектаклем-легендой, где-то даже переплетается с басней и отзывается ассоциативными парафразами.
Все герои пьесы за исключением Пастуха - звери, обладающие даром речи.
Ярко использован в спектакле эзоповский прием - автор зашифровал в образах животных различные типажи людей, сатирически сгустил манеры общения, жизненные философии, воплотил человеческие качества и характеры в зверях. Так, в притче зайчиха Дигура выражает кротость, лиса Буретта - практическую хватку, осел Кико - упорство, волк-вожак Чобр - хитрость и коварство, ворон Кваркан - мудрость.
История начинается с того, как Пастух, спускаясь на зиму с горных пастбищ, собирает отару овец. Хочется отметить интерактивность постановки и то, что в наших театрах, наконец, стали уходить от стандартного представления спектакля, когда все действующие лица не покидают специально отведенного и предназначенного для них места - сцены.
Здесь овцы появились из распахнутых дверей и, блея, пробежали через зрительный зал. За ними следовал пес Тузар, который оказался на сцене последним, причем весьма нестандартным способом - разбежавшись и сделав сальто. Однако Пастух теряет бурку, а верный пес Тузар находит ее и охраняет в течение всей зимы, без сна и пищи. Преданность у собаки в крови. Но вот сможет ли оценить ее хозяин - иной вопрос. Однако Тузар выбирает верность взамен любви - он отказывается от перспективы жить в волчьей стае со своей возлюбленной волчицей Чоброй.
Актерам ТЮЗа пришлось не только выучить текст, но и основательно подготовиться физически, чтобы максимально быть похожими на изображаемых ими зверей, обладающих невероятно сложной пластикой. А страстный танец волчицы Чобры и пса Тузара передал залу энергию чувственности, любви, надежды и трагического конца.
Спектакль “Черная бурка” не однажды отмечен призами театральных фестивалей. На VIII Международном театральном фестивале тюркских народов “Науруз”, который проходил в Казани в 2005 году, спектакль завоевал Гран-при, а также в его активе оказались награды в номинациях “Лучшая режиссерская работа”, “Лучшая мужская роль”, “Лучшая работа художника”.
На Всероссийском национальном фестивале “Музыкальное сердце театра”, проходившем в Москве в феврале 2007 года, “Черная бурка” была отмечена призами в категориях “Лучший спектакль”, “Лучший режиссер” и “Лучший исполнитель главной роли”.
На фестивале “Белая Вежа” в Бресте в 2008 году спектакль также удостоился Гран-при и приза за лучшую мужскую роль.
И все-таки “Черная бурка” - это и история жестокости: когда истощенный и ослабевший Тузар все же дожидается хозяина, тот решает его пристрелить, считая, что пес больше не годится для работы. В этот момент некоторые зрители в зале вскрикнули от несправедливости, а некоторые юные зрители даже начали топать ногами, выражая тем самым осуждение.
Однако трагедия этого спектакля не в том, что Пастух застрелил преданного ему пса, а в слепом чувстве долга, несколько рабской психологии, которые толкают на бесполезные жертвы.
Интерес к этому спектаклю был огромным - на премьеру люди приходили целыми семьями. Ожидания театрального праздника для зрителей оправдались - артисты театра показали свое исполнительское мастерство, и по ходу действия зал не раз взрывался аплодисментами.
Не составит труда представить эту постановку без слов, актеры мастерски справились с поставленной задачей - мимикой, жестами и пластикой тела прекрасно показали некоторые животрепещущие эпизоды.
Спектакль поставлен по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в связи с объявлением города Алматы “Столицей исламской культуры-2015”.
Премьера состоялась. Можно с уверенностью сказать, что наш казахстанский зритель захочет увидеть еще не один спектакль в подобной форме.
Безусловно, “Черная бурка” дала возможность алматинским артистам предстать в совершенно новом качестве. Это одна из самых ярких постановок ТЮЗа имени Мусрепова.
Думаю, что этот спектакль займет уверенную позицию в списке лучших неординарных театральных постановок. |