|
Ольга Шишанова
Карагандинский областной музей изобразительного искусства не так давно отметил четверть века своего существования. За это время в его фондах накопилось немало сокровищ, в том числе графического и скульптурного искусства, которые, по словам заведующей отделом экскурсионно-массового обеспечения музея Снежаны Черкаевой, являются предметами настоящей гордости музея
- Снежана Владимировна, как формировалась коллекция музея?
- Совершенно разными способами. Что-то можно было закупить, что-то мы находили, что-то музею преподносили в дар. Таким образом, за 25 лет накопилось около 10 тысяч произведений искусства. И сегодня мы гордимся, например, одним из самых больших разделов коллекции, которую составляет графика СНГ. Не удивительно, что этот вид искусства возник раньше других видов, потому что графика прежде всего тем и отличается, что в ней с наибольшей обнаженностью выступает основа всех видов изобразительного искусства - рисунок. При этом лаконичность и немногословность графики делают этот вид искусства популярным и читаемым для ценителей искусства с самыми разными вкусами. А еще замечательное отличие графики от других искусств - это ее возможность множиться и оставаться при этом в оригинале.
- Какие графические листы Вы можете назвать в числе наиболее известных из тех, что представлены в коллекции?
- Раздел “графика” в наших фондах составляют работы такого известного мастера, как Давид Рубинштейн, заслуженных деятелей искусств РСФСР Дмитрия Митрохина, ученика Ильи Репина - Петра Нерадовского и Евгения Кожевникова, народного художника СССР Евгения Кибрика. Произведения этих мастеров удалось собрать благодаря творческим контактам и поисковой деятельности коллектива музея.
Например, один из знаковых мастеров графики, Дмитрий Митрохин, был рисовальщиком, преподавателем, иллюстратором книг. Он открыл новые стилистические возможности не только рисунка и акварели, но и ксилографии, штрихового офорта, резцовой гравюры на металле. Его произведения удивительно легкого рисунка, такие как “Птицы”, “Рыба”, “Ноябрь”, “Гладиолус”, бережно хранятся в наших фондах. Или Давид Рубинштейн, который в годы Великой Отечественной войны был художником 968-го запасного стрелкового полка. Я бы отметила его портрет пианиста, основателя мировой фортепианной школы, народного артиста СССР Константина Игумнова. Также украшает коллекцию нашего музея графический лист мастера “В порту”. Особое место в графическом разделе занимает и Евгений Кибрик. Он прославился как иллюстратор литературных произведений - “Борис Годунов”, “Кола Брюньон”, “Тарас Бульба”. Кстати, художник был лично знаком с Роменом Ролланом и вместе с ним выполнял эскизы к его произведениям. Но в наших фондах имеется только одна работа этого мастера “Богатырская застава”, выполненная в технике офорта. Циклом “Средняя Азия” представлено творчество - пейзажи в смешанной технике - Николая Шишловского.
- Насколько я знаю, в ваших фондах есть экслибрисы? Сегодня это интереснейшее искусство почти забыто...
- Действительно, книжный знак Ekslibris, что в переводе с латыни значит “из книг”, представлен у нас экслибрисами из собрания искусствоведа Семена Ивенского. Благодаря ему в фондах нашего музея хранится около шести тысяч книжных знаков. Кстати, техник исполнения экслибриса очень много - это и ксилография (гравюра по дереву), и линогравюра, и офорт. Ну а его история неразрывно связана с историей самой книги. Все дело в том, что обычай отмечать ценные вещи знаком принадлежности существовал с древнейших времен. Причем это касалось не только книг, которые намеренно помечали специальным ярлыком, поскольку до возникновения книгопечатания книги создавались вручную и очень долго, являлись настоящей роскошью. Обычно экслибрис состоял из двух отдельных и вместе с тем неразрывно связанных друг с другом частей - текстовой и изобразительной. По большому счету, это владельческий знак книголюба, можно сказать, эмблема его библиотеки, ее герб.
- А что же скульптура?
- В фондах у нас насчитывается почти 80 работ известных художников-скульпторов, среди которых особое место занимает творчество Анатолия Билыка и Юрия Гуммеля. В их работах, раскрывающих героический дух воинов, тружеников, удивительным образом проскальзывают и лирические нотки. Кстати, монумент “Шахтерская слава” Анатолия Билыка, украшающий центральный проспект Караганды, уже 40 лет является визитной карточкой города. А 17 портретных произведений, созданных Юрием Гуммелем, в числе которых выполненный в бронзе портрет маэстро Паганини, занимают достойное место в нашем музее. Не могу не упомянуть об авторе известных памятников Казыбеку би, Агыбай батыру, Курмангазы, Жамбылу, о скульпторе Жаубасаре Калиеве. В наших фондах хранятся две его работы - “Мади” и “Портрет художника Андреюка”. Или вот скульптуры малых форм Александра Болюха, в том числе бронзовый портрет художника Винсента Ван Гога, весь пронизанный надрывом неземных ощущений безумного гения с нелегкой судьбой.
- Расскажите, пожалуйста, о музейной коллекции декоративно-прикладного искусства, выполненной в традициях японских нецке?
- Ее авторы - братья Руслан и Болат Джунусовы. Жанровые композиции, созданные ими, повествуют, по большому счету, о жизни героев сказок. Герои композиций - персонажи японского и казахского фольклора. Это “Фукурокудзю, бог счастья”, “Китайский мудрец”, “Оно-Оно Камати”, “Алдар Косе, разоблачающий шайтана”, “Суырбай - человек сурок”, “Домовой из Караганды”.
- А что было приобретено музеем в последнее время?
- Во-первых, это небольшая скульптура Николая Новопольцева “Степная Венера”, выполненная из дерева. Мастер, кстати, является автором нескольких скульптурных композиций в нашем городе, например, монумента воинам-интернационалистам в парке Победы. Во-вторых, одно из недавних приобретений музея - работа “Голодомор”, посвященная периоду 30-х годов XX века, унесшему только в Казахстане более двух миллионов жизней. Бронзовая скульптура аллегорически изображает истощенного верблюда - самого выносливого и неприхотливого животного, на горбу которого повис изломанный шанырак...
Автор благодарит за помощь в работе над статьей директора Карагандинского областного музея изобразительных искусств Бибигуль Кудабаеву и научного сотрудника музея Сауле Турсбекову.
Астана - Караганда |