ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Застывшая история Культура

Ольга Шишанова
Карагандинский областной музей изобразительного искусства не так давно отметил четверть века своего существования. За это время в его фондах накопилось немало сокровищ, в том числе графического и скульптурного искусства, которые, по словам заведующей отделом экскурсионно-массового обеспечения музея Снежаны Черкаевой, являются предметами настоящей гордости музея

- Снежана Владимировна, как формировалась коллекция музея?
alt
- Совершенно разными способами. Что-то можно было закупить, что-то мы находили, что-то музею преподносили в дар. Таким образом, за 25 лет накопилось около 10 тысяч произведений искусства. И сегодня мы гордимся, например, одним из самых больших разделов коллекции, которую составляет графика СНГ. Не удивительно, что этот вид искусства возник раньше других видов, потому что графика прежде всего тем и отличается, что в ней с наибольшей обнаженностью выступает основа всех видов изобразительного искусства - рисунок. При этом лаконичность и немногословность графики делают этот вид искусства популярным и читаемым для ценителей искусства с самыми разными вкусами. А еще замечательное отличие графики от других искусств - это ее возможность множиться и оставаться при этом в оригинале.
- Какие графические листы Вы можете назвать в числе наиболее известных из тех, что представлены в коллекции?
- Раздел “графика” в наших фондах составляют работы такого известного мастера, как Давид Рубинштейн, заслуженных деятелей искусств РСФСР Дмитрия Митрохина, ученика Ильи Репина - Петра Нерадовского и Евгения Кожевникова, народного художника СССР Евгения Кибрика. Произведения этих мастеров удалось собрать благодаря творческим контактам и поисковой деятельности коллектива музея.
Например, один из знаковых мастеров графики, Дмитрий Митрохин, был рисовальщиком, преподавателем, иллюстратором книг. Он открыл новые стилистические возможности не только рисунка и акварели, но и ксилографии, штрихового офорта, резцовой гравюры на металле. Его произведения удивительно легкого рисунка, такие как “Птицы”, “Рыба”, “Ноябрь”, “Гладиолус”, бережно хранятся в наших фондах. Или Давид Рубинштейн, который в годы Великой Отечественной войны был художником 968-го запасного стрелкового полка. Я бы отметила его портрет пианиста, основателя мировой фортепианной школы, народного артиста СССР Константина Игумнова. Также украшает коллекцию нашего музея графический лист мастера “В порту”. Особое место в графическом разделе занимает и Евгений Кибрик. Он прославился как иллюстратор литературных произведений - “Борис Годунов”, “Кола Брюньон”, “Тарас Бульба”. Кстати, художник был лично знаком с Роменом Ролланом и вместе с ним выполнял эскизы к его произведениям. Но в наших фондах имеется только одна работа этого мастера “Богатырская застава”, выполненная в технике офорта. Циклом “Средняя Азия” представлено творчество - пейзажи в смешанной технике - Николая Шишловского.
- Насколько я знаю, в ваших фондах есть экслибрисы? Сегодня это интереснейшее искусство почти забыто...
- Действительно, книжный знак Ekslibris, что в переводе с латыни значит “из книг”, представлен у нас экслибрисами из собрания искусствоведа Семена Ивенского. Благодаря ему в фондах нашего музея хранится около шести тысяч книжных знаков. Кстати, техник исполнения экслибриса очень много - это и ксилография (гравюра по дереву), и линогравюра, и офорт. Ну а его история неразрывно связана с историей самой книги. Все дело в том, что обычай отмечать ценные вещи знаком принадлежности существовал с древнейших времен. Причем это касалось не только книг, которые намеренно помечали специальным ярлыком, поскольку до возникновения книгопечатания книги создавались вручную и очень долго, являлись настоящей роскошью. Обычно экслибрис состоял из двух отдельных и вместе с тем неразрывно связанных друг с другом частей - текстовой и изобразительной. По большому счету, это владельческий знак книголюба, можно сказать, эмблема его библиотеки, ее герб.
alt
- А что же скульптура?

- В фондах у нас насчитывается почти 80 работ известных художников-скульпторов, среди которых особое место занимает творчество Анатолия Билыка и Юрия Гуммеля. В их работах, раскрывающих героический дух воинов, тружеников, удивительным образом проскальзывают и лирические нотки. Кстати, монумент “Шахтерская слава” Анатолия Билыка, украшающий центральный проспект Караганды, уже 40 лет является визитной карточкой города. А 17 портретных произведений, созданных Юрием Гуммелем, в числе которых выполненный в бронзе портрет маэстро Паганини, занимают достойное место в нашем музее. Не могу не упомянуть об авторе известных памятников Казыбеку би, Агыбай батыру, Курмангазы, Жамбылу, о скульпторе Жаубасаре Калиеве. В наших фондах хранятся две его работы - “Мади” и “Портрет художника Андреюка”. Или вот скульптуры малых форм Александра Болюха, в том числе бронзовый портрет художника Винсента Ван Гога, весь пронизанный надрывом неземных ощущений безумного гения с нелегкой судьбой.
alt
- Расскажите, пожалуйста, о музейной коллекции декоративно-прикладного искусства, выполненной в традициях японских нецке?

- Ее авторы - братья Руслан и Болат Джунусовы. Жанровые композиции, созданные ими, повествуют, по большому счету, о жизни героев сказок. Герои композиций - персонажи японского и казахского фольклора. Это “Фукурокудзю, бог счастья”, “Китайский мудрец”, “Оно-Оно Камати”, “Алдар Косе, разоблачающий шайтана”, “Суырбай - человек сурок”, “Домовой из Караганды”.
 
alt
- А что было приобретено музеем в последнее время?

- Во-первых, это небольшая скульптура Николая Новопольцева “Степная Венера”, выполненная из дерева. Мастер, кстати, является автором нескольких скульптурных композиций в нашем городе, например, монумента воинам-интернационалистам в парке Победы. Во-вторых, одно из недавних приобретений музея - работа “Голодомор”, посвященная периоду 30-х годов XX века, унесшему только в Казахстане более двух миллионов жизней. Бронзовая скульптура аллегорически изображает истощенного верблюда - самого выносливого и неприхотливого животного, на горбу которого повис изломанный шанырак...

Автор благодарит за помощь в работе над статьей директора Карагандинского областного музея изобразительных искусств Бибигуль Кудабаеву и научного сотрудника музея Сауле Турсбекову.

Астана - Караганда

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение