ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Степь обетованная Культура

Ольга Шишанова
В здании Национального архива Казахстана открылась персональная выставка художника Ерлана Айтуарова - мастеру исполнилось 65 лет

Сегодня его росписи украшают многие интерьеры, а картины находятся в собраниях музеев и частных лиц в Алматы и Астане, в других городах Казахстана, в России и в дальнем зарубежье. С 1979 года он живет в Караганде, хотя родился в Ленинграде, а учился в Алматы и Львове. Сколько себя помнит, Ерлан хотел стать профессиональным модельером, но судьбе было угодно сделать его живописцем, которому подвластны кисти и краски, воспевающие родные просторы. Но чувство декоративно-прекрасного, того особого состояния красоты, что разлита в природе, осталось с ним на всю жизнь. Красоту, как последнюю истину в этом мире, художник и сегодня пытается узреть и прозреть, вглядываясь через нее в глубины времени. При этом самые ранние картины были созданы им в 1989 году: “Карагандинские девушки”, “Юность” выполнены мастером с оттенком лиризма, желанием показать счастливую жизнь современников. Затем появились произведения, показывающие с различных сторон, как ни удивительно, ландшафт и делающие представления зрителя о городе более объемными - “Сары-Арка”, “Караганда”. В них пейзажи художника получались очень разнообразными, словно он вдохнул в них саму жизнь, наполненную силой вольного ветра и ощущением свободы.
alt
А еще Айтуаров, по его собственному признанию, всегда чувствовал свою ответственность перед родившей его землей, перед своим народом. Не случайно в его работах сквозит необходимость исследовать прошлое, особенно в тех, где впервые он соединяет разновременные события, а прошлое вводит в будущую жизнь.
Этот же прием он будет не единожды использовать в своих работах и в дальнейшем. “Великая степь всегда была дорогой для многих народов Центральной Азии, она рождала и отправляла их на просторы континентов, - говорит Айтуаров. - Эта степь взрастила и мой народ, оставила свои знаки и пополнила сокровищницу и культуру казахов. Потому-то историзм, как считают искусствоведы, - отличительная черта моих более поздних картин, а исследовать прошлое - задача, которая стала главной в моем творчестве”. Потому-то и в своих композициях он рассматривает наиболее важные моменты истории казахского народа - со всей полнотой, а не как сторонний наблюдатель, стараясь уловить и прочувствовать дух истории. И при этом мастер понимает, что в прошлом - разгадка будущего, что его можно смоделировать, если проникнуть в само существо истоков. Вот и нынешнюю основу выставки художественных произведений Айтуарова составили 27 живописных полотен, в которых автор обратился к образам, приходящим из глубины вечности, потому что рассказ о предках соответствует ясности его представлений об источнике жизненных сил народа.
alt
“Саки, что жили в наших степях и оставили нам частицу своей крови, знали истину красоты. Она была у них гибкая и изменчивая. Сакские мотивы в моих картинах “Поединок”, “Тигр и олень” - это желание увидеть мир их глазами и спроецировать этот взгляд на современность: пластичность чувствования, способность восприятия законов мироздания передали нам предки”, - говорит художник. Или вот удивительно чистый и ясный пейзаж, возвращающий к истокам тюркской культуры, когда человек ощущал свое единство с Вселенной, свое родство со стихиями, растениями, животными, когда человек верил, что духи слышат его и помогают ему - ясный Тенгри взирает с голубых высот на золотой костер своего земного жилища. И эта же наивная, но какая-то правильная, незамутненная вера светится в глазах шамана, разжегшего в ночной степи призывный огонь. Она - в танце воина-птицы, и она же трепещет в обороняющих крыльях сапсана, распростершихся над родной землей. Одновременно - нежные касания кисти в тщательно выписанных лицах легендарной “Айша-Биби”, скромной “Келин”, нежной “Невесты”, строгость живописной пластики в портретах Туке-хана, Аблай-хана, Абулхаир-хана, хана Кене. И пусть говорят, что исторический портрет - это один из сложнейших жанров, но Ерлану он подвластен так, как, наверное, никому иному. Хотя перед художником зачастую стояла трудная задача - образ, им создаваемый, должен был включать в себя все портретные составляющие и при этом отразить личный взгляд автора на героя и его время.
alt
Ведь с каждым именем были связаны легенды, но одновременно были и исторические факты, с этой легендой не всегда совпадающие. Айтуарову же блестяще удается создать психологически полновесные образы, оценивая их с позиции своего современника. Да и в таких картинах, как “Рождение жизни” или “Мгновение”, художник аллегорически умудряется соединить прошлое с настоящим в жизни целого народа и отдельного человека, осознавшего единство бытия, сконцентрированного в одном мгновении вечности. В этих картинах даже цветовые оттенки говорят оттенками эмоций, причем едва различимых, но весьма ощущаемых зрителем.
alt
Как считают арт-критики, “все то, что хранится в глубине исторической и эмоциональной памяти, что неясно тревожит, становится определенным в полотнах этого художника. Ему удается замкнуть круг времен, обратив современность в прошлое и показав их единство”. А вот в “Битве за единство”, “Стреле Чингисхана”, “Аксак кулане” - в этих работах автор стремится показать мечту об объединении всех народов, живущих в Великой степи. Кроме того, наиболее важны, по мнению художника, для осознания жизни и истории, как философия бытия, его картины “Абулхаир хан в Туркестане”, в которой отражен момент посещения Абулхаиром святых мест перед решающим сражением с джунгарами. А еще это такая картина, как “Асан Кайгы. Возвращение батыра”, который всю жизнь искал в своих путешествиях землю обетованную и, только возвратившись на родину, обрел то, что искал - бескрайние просторы родной цветущей степи.
alt

Справка “НП”
Ерлан Айтуаров родился в 1950 году в Ленинграде. С 1969 по 1974 год учился в художественном училище Алматы, с 1974-го по 1979-й - в государственном институте прикладного и декоративного искусства во Львове. Работал в Карагандинской областной организации Союза художников РК, член Союза художников РК с 1989 года, главный художник Караганды с 1989 по 1991 год, председатель Союза художников Карагандинской области с 1991 по 1999 год, вице-президент Академии художеств РК по центральным и северным регионам Казахстана, заслуженный деятель культуры с 2001 года.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение