|
Ольга Шишанова
В здании Национального архива Казахстана открылась персональная выставка художника Ерлана Айтуарова - мастеру исполнилось 65 лет
Сегодня его росписи украшают многие интерьеры, а картины находятся в собраниях музеев и частных лиц в Алматы и Астане, в других городах Казахстана, в России и в дальнем зарубежье. С 1979 года он живет в Караганде, хотя родился в Ленинграде, а учился в Алматы и Львове. Сколько себя помнит, Ерлан хотел стать профессиональным модельером, но судьбе было угодно сделать его живописцем, которому подвластны кисти и краски, воспевающие родные просторы. Но чувство декоративно-прекрасного, того особого состояния красоты, что разлита в природе, осталось с ним на всю жизнь. Красоту, как последнюю истину в этом мире, художник и сегодня пытается узреть и прозреть, вглядываясь через нее в глубины времени. При этом самые ранние картины были созданы им в 1989 году: “Карагандинские девушки”, “Юность” выполнены мастером с оттенком лиризма, желанием показать счастливую жизнь современников. Затем появились произведения, показывающие с различных сторон, как ни удивительно, ландшафт и делающие представления зрителя о городе более объемными - “Сары-Арка”, “Караганда”. В них пейзажи художника получались очень разнообразными, словно он вдохнул в них саму жизнь, наполненную силой вольного ветра и ощущением свободы.
А еще Айтуаров, по его собственному признанию, всегда чувствовал свою ответственность перед родившей его землей, перед своим народом. Не случайно в его работах сквозит необходимость исследовать прошлое, особенно в тех, где впервые он соединяет разновременные события, а прошлое вводит в будущую жизнь.
Этот же прием он будет не единожды использовать в своих работах и в дальнейшем. “Великая степь всегда была дорогой для многих народов Центральной Азии, она рождала и отправляла их на просторы континентов, - говорит Айтуаров. - Эта степь взрастила и мой народ, оставила свои знаки и пополнила сокровищницу и культуру казахов. Потому-то историзм, как считают искусствоведы, - отличительная черта моих более поздних картин, а исследовать прошлое - задача, которая стала главной в моем творчестве”. Потому-то и в своих композициях он рассматривает наиболее важные моменты истории казахского народа - со всей полнотой, а не как сторонний наблюдатель, стараясь уловить и прочувствовать дух истории. И при этом мастер понимает, что в прошлом - разгадка будущего, что его можно смоделировать, если проникнуть в само существо истоков. Вот и нынешнюю основу выставки художественных произведений Айтуарова составили 27 живописных полотен, в которых автор обратился к образам, приходящим из глубины вечности, потому что рассказ о предках соответствует ясности его представлений об источнике жизненных сил народа.
“Саки, что жили в наших степях и оставили нам частицу своей крови, знали истину красоты. Она была у них гибкая и изменчивая. Сакские мотивы в моих картинах “Поединок”, “Тигр и олень” - это желание увидеть мир их глазами и спроецировать этот взгляд на современность: пластичность чувствования, способность восприятия законов мироздания передали нам предки”, - говорит художник. Или вот удивительно чистый и ясный пейзаж, возвращающий к истокам тюркской культуры, когда человек ощущал свое единство с Вселенной, свое родство со стихиями, растениями, животными, когда человек верил, что духи слышат его и помогают ему - ясный Тенгри взирает с голубых высот на золотой костер своего земного жилища. И эта же наивная, но какая-то правильная, незамутненная вера светится в глазах шамана, разжегшего в ночной степи призывный огонь. Она - в танце воина-птицы, и она же трепещет в обороняющих крыльях сапсана, распростершихся над родной землей. Одновременно - нежные касания кисти в тщательно выписанных лицах легендарной “Айша-Биби”, скромной “Келин”, нежной “Невесты”, строгость живописной пластики в портретах Туке-хана, Аблай-хана, Абулхаир-хана, хана Кене. И пусть говорят, что исторический портрет - это один из сложнейших жанров, но Ерлану он подвластен так, как, наверное, никому иному. Хотя перед художником зачастую стояла трудная задача - образ, им создаваемый, должен был включать в себя все портретные составляющие и при этом отразить личный взгляд автора на героя и его время.
Ведь с каждым именем были связаны легенды, но одновременно были и исторические факты, с этой легендой не всегда совпадающие. Айтуарову же блестяще удается создать психологически полновесные образы, оценивая их с позиции своего современника. Да и в таких картинах, как “Рождение жизни” или “Мгновение”, художник аллегорически умудряется соединить прошлое с настоящим в жизни целого народа и отдельного человека, осознавшего единство бытия, сконцентрированного в одном мгновении вечности. В этих картинах даже цветовые оттенки говорят оттенками эмоций, причем едва различимых, но весьма ощущаемых зрителем.
Как считают арт-критики, “все то, что хранится в глубине исторической и эмоциональной памяти, что неясно тревожит, становится определенным в полотнах этого художника. Ему удается замкнуть круг времен, обратив современность в прошлое и показав их единство”. А вот в “Битве за единство”, “Стреле Чингисхана”, “Аксак кулане” - в этих работах автор стремится показать мечту об объединении всех народов, живущих в Великой степи. Кроме того, наиболее важны, по мнению художника, для осознания жизни и истории, как философия бытия, его картины “Абулхаир хан в Туркестане”, в которой отражен момент посещения Абулхаиром святых мест перед решающим сражением с джунгарами. А еще это такая картина, как “Асан Кайгы. Возвращение батыра”, который всю жизнь искал в своих путешествиях землю обетованную и, только возвратившись на родину, обрел то, что искал - бескрайние просторы родной цветущей степи.
Справка “НП”
Ерлан Айтуаров родился в 1950 году в Ленинграде. С 1969 по 1974 год учился в художественном училище Алматы, с 1974-го по 1979-й - в государственном институте прикладного и декоративного искусства во Львове. Работал в Карагандинской областной организации Союза художников РК, член Союза художников РК с 1989 года, главный художник Караганды с 1989 по 1991 год, председатель Союза художников Карагандинской области с 1991 по 1999 год, вице-президент Академии художеств РК по центральным и северным регионам Казахстана, заслуженный деятель культуры с 2001 года.
Астана |