|
Ольга Шишанова
В Российском центре науки и культуры открылся вернисаж фотовыставки Генриха Куприянова из Астаны
По словам мастера, это уже восьмое выставочное “Состояние” по счету, на котором представлено 47 его фоторабот. “Вообще-то в количестве я всегда предпочитаю цифру “7” и первоначально отобрал 43 работы”, - рассказал корреспонденту “НП” Генрих Куприянов, член Союза фотохудожников России.
Работы были им отобраны под влиянием момента, пусть фотохудожник и не отрицает того, что, если какая-то работа ему нравится каждый день, то тогда для него она очень дорога. “Вот, например, та же “Форточка в иной мир”, я ее сделал под влиянием момента - как раз шел фильм “Окно в Париж”. Нравится мне работа “Деревенские дети”, которую я сделал лет 20 назад, нравится своей непосредственностью”, - говорит Генрих Тимофеевич. Привлекают его и черно-белые изображения, но, по собственному признанию художника, “хочется иногда в красках передать”.
Кстати, на выставке нет портретов. Между тем у Куприянова их достаточно, особенно острохарактерных, психологических, однако они не совсем вписываются в представленный вернисаж, на котором в основном размещены натюрморты и пейзажи. А еще на выставке много неожиданных ракурсов и городских зарисовок. И каждый раз, рассматривая его фотографии, зритель начинает испытывать глубокий внутренний трепет, чувство любви к родным просторам, на что настраивают фотографии “Городской сюжет”, “Утро над Ишимом”, “Осень. Набережная”, “Непогода”, “Сельский мотив”, “Утро на озере Щучьем”.
“Фотография - это мое хобби, для души, а по профессии я стоматолог. Пробовал я и пейзажи акварелью писать, стихи даже писал. А фотографией я могу быстро передать свое состояние, свои чувства, - продолжает делиться Генрих Тимофеевич. - На природе, если нашел, что мне нравится - тоже снимаю. Фотоаппарат в городе с собой не ношу, хожу на фотоохоту целенаправленно. А вот в отношении тем и мотивов я всеяден”.
Кстати, в разные годы он еще умудрялся писать пейзажи акварелью, увлекался иконами, камнями. И даже является автором рассказов о собаках: “Кутузов и Наполеон”, “Жульбан”, “Федор Иванович” из цикла “Собачья жизнь”, опубликованных в республиканском журнале “Нива” в 2000 году.
Коллеги и друзья отзываются о нем как о фотохудожнике с тонким чувством стиля, реалисте и романтике одновременно, не чуждом в то же время модернистских экспериментов с формой и цветом: “Для меня творчество Генриха Куприянова связано с песнями Булата Окуджавы. Он - дворянин целиноградских двориков и преданный бард своего родного города, меняющего облик и названия. В шуме новостроек и в суете нашей жизни Генрих Куприянов слышит негромкую музыку любви, музыку печали, музыку души. И делает эту музыку зримой для нас”.
Представленные фотографии созданы им в основном за последние полгода, и, как всегда, его творчество узнаваемо. Как и его любимый город, где он живет уже полвека, который пусть и многогранен, меняя свой облик каждый день, пусть неповторим, но неизменно свой, милый сердцу. Астана для Куприянова, по его признанию, это город сказка. И потому-то, считает он, каждая его новая выставка - это своеобразный гимн родному городу и краю.
Кстати, этому необыкновенно скромному, одаренному и увлеченному человеку 22 января исполнилось 76 лет.
Фотографией он занимается с детства, причем с 1956 года более серьезно, и первые публикации его работ относятся уже к 1968 году. К слову, его фотоработы печатались в свое время в газетах “Целиноградская правда”, “Казахстанская правда” и “Ленинская смена”. А вот выставляет он свои фотокартины в российском центре науки и культуры впервые, несмотря на то, что участник многих городских, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок документальной и художественной фотографии. Его работы отмечены дипломами различных фестивалей народного творчества, например, международного фотосалона “Сибирь-2006”. А в 1979 году ему довелось даже принимать участие в фотовыставке в рамках международного фестиваля художественной самодеятельности СССР в Болгарии.
“Мир фотографий очень сложен, хотя история становления современной фотографии насчитывает около двухсот лет, - продолжает свой рассказ Генрих Тимофеевич. - И чем “старее” фотография, тем она таинственнее. Никакой вид деятельности в области художественного творчества так не изменил представления о мире, как фотография, потому-то ее формула “было, есть и будет”.
Любопытно, что сегодня идет возвращение к фотографии ХIХ столетия, представляющей собой особый интерес и снова входящей в моду. Эффект черно-белых отношений, контрастов и мягких полутеней, вносящих элемент условности, замечательно к тому же сочетается с винтажными открытками той эпохи. А еще - любая фотография всегда ностальжи, она - эхо нашей памяти, момент запечатления и превращения мгновения в вечность.
И действительно, нельзя не согласиться с фотохудожником, ведь кому, как не ему знакомы сегодняшние перипетии современного мира фотографии, которая давно уже стала массовой, популярной, необходимой и демократичной.
Астана |