|
Ольга Шишанова
В столичном музее Первого Президента Казахстана под девизом “Золотая нить истории” открывается персональный вернисаж лауреата премии XV республиканского фестиваля творческой молодежи “Жігер”, члена Союза художников Казахстана Айжан Абдубаит
Как рассказали организаторы выставки, показ “золотых” работ организован в рамках партнерского проекта музея с целью развернутого показа творчества автора, который дает новую жизнь историческим артефактам, а значит, древним традициям декоративно-прикладного искусства казахов. Именно поэтому творчество Айжан настолько уникально, что история казахской государственности воспроизводима не только в летописях и преданиях, но и в золотых узорах, созданных мастерицей.
Для того, чтобы “золотое искусство” стало более доступным, вернулось из глубины веков, она реставрирует и реконструирует предметы одежды и быта далеких эпох. В старинной технике зерлеу ею создаются свадебные наряды, национальная одежда, предметы быта.
Выбор техники для Айжан не случаен, ведь зерлеу - не просто золотое шитье, это особая философия, поскольку, по словам автора, вышивание канителью имеет древние корни, когда казахи таким изумительным способом украшали праздничную одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода элиты. Потому-то каждый такой предмет несет в себе огромный пласт не только исторической, но и культурной информации, нужно только ее понять, принять и сохранить. “Чтобы самой сделать что-то стоящее, надо взойти на вершину того, что уже сделано”, - говорит о своем творческом кредо Абдубаит, которой действительно пришлось стать исследователем, по крупицам восстанавливающей забытые виды и жанры национального казахского прикладного искусства.
В результате долгой, кропотливой работы наградой стало восстановление технологии знаменитых казахских зергеров ХVIII-XIX веков, когда изделия с вышивкой, позолоченной канителью зер, изготавливались исключительно для представителей знати: ханов, биев, султанов. И как бывает жаль, когда в результате археологических раскопок извлекаются ничтожно малые фрагменты роскошных одеяний, хранящих нерасшифрованные секреты древних мастеров.
Поэтому Айжан с такой страстью взялась за изучение с этнографической и исторической точек зрения предметов быта и обрядовой одежды казахов, что позволило ей воссоздать целые пласты исторических артефактов.
“Я сама сначала научилась мастерству вышивания гобеленов от бабушки, но когда в 1991 году попробовала шитье золотом, оно меня просто не отпустило. Ведь оно по-своему святое и дается свыше не каждому. В нашем доме эксклюзивного золотого шитья много перебывало мастериц, но остались 15, те, кто принял золотое шитье всем сердцем”, - говорила мастерица. Кстати, первым большим и ответственным заказом для Айжан и ее учениц в 1994 году стала копия камзола ханши Фатимы - любимой супруги хана Жангира, той самой степной красавицы, с которой танцевал царь Николай I на своей коронации.
Потом ей довелось поработать над вышиванием семейного древа президента Казахстана, для чего мастерица использовала королевский велюр и золотую канитель разных фактур: крученую, матовую, граненую светлую и темную, плюс разных размеров пайетки.
Довелось Айжан восстанавливать из кусков и старинное покрывало на надгробии тюркского поэта и мыслителя Хаджи Ахмеда Ясави в его мавзолее-мечети в Туркестане. По предположениям историков, фрагменты этого покрывала восходят к тому времени, когда мавзолей строил в XIV веке сам Тимур.
Так, работая и изучая прошлое, художница-реставратор, экспериментируя с формами, материалами, технологиями, объединила в своем творчестве два направления - золотошвейное мастерство и мастерство древних зергеров. Отсюда, по мнению искусствоведов, появилась и неподражаемая прелесть ее рукотворных шедевров: насыщенность декора, объемность форм, фактурно-пластические эффекты. Но главное, ей, опирающейся на традиции и новации, обращающейся к архаике и модерну одновременно, удалось разработать, по мнению арт-критиков, индивидуальный концептуальный стиль - стиль евразийского этномодерна.
Вот и искусство золотого шитья, испытав влияние многих евразийских культур, получило развитие в эпоху средневековья. Но, говорит Айжан, в XX веке шитье золотом в нашей стране находилось в упадке: бесценные рукотворные шедевры оказались в частных коллекциях, были вывезены с территории Казахстана или вовсе оказались утеряны, а династии золотошвейных мастеров прервались, прервалась “золотая” нить, тянущаяся сквозь десятилетия. Жаль, но в советское время золотое шитье считали пережитком прошлого, и только в 90-е годы золотые традиции “стали пробиваться робкими побегами”. А ведь в этой технике есть традиции, которые нельзя было менять.
Ну а сегодня золотошвейка Айжан Абдубаит, по ее словам, берет за основу дорогие ткани - бархат, велюр или домотканое сукно, порой атлас, шелк - и ищет их исторические соответствия. А если не находит, то просто использует известные только ей технологии так называемого “старения” тканей. В результате из-под “золотой” иголки Айжан, говорят искусствоведы, выходят не просто красивые изделия, инкрустированные художественными элементами и даже драгоценными камнями, а настоящее художественное произведение в одном-единственном экземпляре. Ведь не случайно работы Айжан бережно хранятся в коллекции Центрального государственного музея РК, в музее Первого Президента РК, в областных музеях Казахстана.
Астана |