|
Мария Коленко
Константин Хабенский выступил в Алматы с трагифарсовым спектаклем “Контрабас”
Первое произведение, принесшее автору Патрику Зюскинду мировую известность “Контрабас”, является одноактной пьесой - монологом одинокого контрабасиста, который безумно любит и одновременно ненавидит свой музыкальный инструмент. Для героя Константина Хабенского - музыканта Государственного оркестра - нет ничего важнее в мире, чем музыка. Сцена, где происходило действие спектакля, была представлена в виде комнаты, обложенной матрасами, чтобы контрабасист мог изолироваться от мира и звуков извне. Герой “Контрабаса” отдает предпочтение звуконепроницаемой квартирке, нежели человеческому общению. Он как бы и не прочь оказаться в объятиях женщины, но и дама ему нужна особенная, соответствующая его завышенному уровню. Контрабасист считает себя недооцененным обществом, талантливейшим музыкантом, при этом страдающим от детских обид и одиночества.
“Это рассказ про человека творческой профессии. Сама история и само положение людей, которые занимаются творчеством, заставляют их периодически задавать себе вопрос: а на месте ли я?” - рассказал о своем герое народный артист России Константин Хабенский.
Поразительным было то, что в подразумевающем большое количество музыки, учитывая историю героя и постоянное наличие инструмента, спектакле музыки практически нет. Только звуки, неожиданные и необычные, когда герой прикасается к предметам. Даже невольно подкралось сомнение - действительно ли персонаж умеет играть на контрабасе так же складно, как говорит?
Герой Хабенского - “маленький человек” с большими амбициями. Временами его становилось жаль, особенно, когда он задавал насущные вопросы своим молчаливым друзьям - мусоропроводу, стулу, патефону, холодильнику и своему главному собеседнику - контрабасу. Но иногда его самоуверенность просто выводила зрителей.
Он может играть на всем, на чем угодно, чему несказанно рад. Вот он выдувает мелодии из пустых бутылок, представляя при этом каждую по имени: “Вот - Шуберт, а это вот - Шуман”. “Играет” на своем контрабасе длинным шарфом, а затем старается “задушить” инструмент. Он живет в своего рода музее звуков, которые смогут зазвучать только благодаря ему.
Зрителей, пришедших на спектакль, можно было разделить на два типа: тех, кто просто пришли посмотреть на “живого” Хабенского, и тех, кто внимательно следил за действием и сюжетной линией, стараясь понять внутренний мир главного персонажа. Думаю, первые как раз и развели панику в социальных сетях, узнав о том, что любимый артист отменил репетицию и мастер-класс в Театре юного зрителя имени Натальи Сац из-за плохого самочувствия - у актера поднялось давление, и он был госпитализирован в одну из алматинских клиник. Но в назначенное время Хабенский вышел на сцену и подарил зрителям два часа в компании своей и контрабаса.
Думаю, некоторым зрителям, не имеющим специального образования, фразы с профессиональными музыкальными терминами оказались непонятны, и, скорее всего, часть смысла предложений они попросту потеряли.
Сама пьеса Патрика Зюскинда не имеет никакого глубокого и еще не высказанного полностью смысла, в ней нет поисков новых форм, но она умна, добротна и идеально точна психологически.
Не каждому дано быть первой скрипкой, некоторым приходится трудиться в поте лица, оттачивая свое мастерство на контрабасе, но быть все тем же последним человеком в оркестре, незаметным, но необходимым, а оттого более остро чувствующим свое несоответствие. Он жаждет быть первым, хочет ответной любви от оперной певицы Сары, в которой он души не чает, и мечтает аккомпанировать ей на сцене, при этом герой боится что-то изменить в жизни. И ведь выбирать именно контрабас его никто насильно не заставлял, ведь были и скрипки. Огромный по размеру музыкальный инструмент был наделен своеобразной душой, казалось, что и сам контрабас вот-вот заговорит человеческим голосом.
Хабенский рассказывает монолог своего внутреннего я, надо отдать должное, что быть настолько искренним самим с собой, как контрабасист, может не каждый человек. Его герой будет страдать до последнего, но он будет честен перед собой до конца и не позволит надеть на себя маску общественности и никогда не станет притворяться кем-то другим. Несмотря на усталость, непонимание, жалость и озадаченность в его глазах, можно увидеть любовь. Основная линия спектакля повествует об обмельчании души и гибели таланта.
На протяжении всего действия Константин Хабенский удерживал зрителей в постоянном внимании, находясь в непрерывном разговоре с окружающими его предметами.
Спектакль “Контрабас” повествует о настоящей жизни, когда человек выбирает не тот путь, по которому он действительно хотел бы идти, но вот смелости, чтобы свернуть на другую дорожку, не хватает. |