|
Ольга Шишанова
Коллекция Национального музея РК пополнились работами современных художников из Санкт-Петербурга. Благотоворительная акция состоялась при активном участии мецената, казахстанца по рождению Юрия Саулиди
- Юрий Иванович, что для Вас значит такая инициатива в отношении казахстанского музея?
- Если говорить про инициативу, то, наверное, ничего бы сегодня такого не было, если бы не прошлое, когда мои родители приехали в Казахстан по комсомольским путевкам на целину. Они с удовольствием вспоминали то время, когда были молодыми и счастливыми на казахстанской земле. Отец любил горы, мы жили в Алматы, а когда я повзрослел, наша семья оказалась в Санкт-Петербурге. Началось тяжелое время - распад СССР, я собирался только окончить институт в этом городе и вернуться обратно, в Казахстан. Но судьба распорядилась по-своему. Впрочем, тот путь, который мне довелось пройти, думаю, был не случаен.
- Почему Ваш проект, о котором мы уже писали, называется “Свободные художники Петербурга”?
- Благодаря тому, что мне довелось познакомиться с такими замечательными людьми, как Латиф Казбеков и Алексей Талащук, и еще с очень многими прекрасными художниками, выставки которых, я надеюсь, мы привезем еще и в Астану, и в Алматы, а может быть, сделаем передвижной тур их работ по городам Казахстана. Кстати, благодаря Национальному музею РК мы - я и моя команда - можем строить такие планы здесь, на моей родине, которая снова встретила меня так, будто я и не уезжал. И, поверьте, пройдет немного времени, в здании этого уникального музея будут стремиться открыть свои выставки лучшие художники.
- Как Вы пришли к такому “творчеству” в своей деятельности?
- После войны было очень много разрушенных храмов, моей команде выпало работать в Кронштадте на восстановлении четырех небольших храмов, связанных с жизнедеятельностью весьма почитаемого в России святого Иоанна Кронштадтского. Два из них - церковь Тихвинской Божьей матери и Святителя Николая - были восстановлены нами при участии мастеров из Академии имени Штиглица, ректором которой в течение 15 лет был художник Алексей Талащук, чья выставка вместе с вернисажем Казбекова состоялась в НМ РК. И вторая школа - это Академия художеств (институт имени Репина), художники, преподаватели и выпускники которой приняли самое активное участие в возрождении этих храмов. А ведь нашему поколению в 90-х годах было, мягко говоря, совсем не до искусства. Перед нами стояли более насущные проблемы. И только совсем недавно мы стали обращать внимание на тот огромный пробел, который существует в нашем поколении и который называется искусство.
- Какие проекты для Вас были самыми запоминающимися?
- Наиболее близкими мне оказались проекты в детской художественной школе имени Аникушина в Кронштадте, с которой мы давно и плодотворно сотрудничаем. Потому что всегда и все мы должны делать для связи поколений, и это не пустые слова.
Например, каждый год несколько художественно одаренных детей имеют по результатам года возможность выставить свои работы вместе с мэтрами - заслуженными, народными художниками 60-80 годов - в исторических залах Санкт-Петербурга. Для детей это не только огромное счастье, это и возможность пообщаться с профессионалами, получить их каталоги, книги, советы. И потом, глядя в глаза этих ребят, становишься счастливым сам, понимая, что все, что ты делаешь, не напрасно. К слову, в этой художественной школе есть замечательный выставочный зал, в котором мы осуществляем проекты с нашими профессиональными художниками, которые они готовят специально для детей.
- Например?
- В этом году, который в России объявлен годом литературы, мы готовим большую выставку Латифа Казбекова, посвященную его ранним проектам, которыми он сейчас уже и не занимается. Это иллюстрации к замечательным детским сказкам, и я надеюсь, что эта выставка после Кронштадта приедет в Астану. А творчество Казбекова именно как книжного графика является одним из самых профессиональных и к тому же любимых и детьми, и нашим поколением, которое читало эти книги.
- Откуда в Вас эта тяга к преемственности поколений? Ностальгия?
- Начнем с того, что я не приемлю того, что сегодня происходит в мире, ведь это непостижимо просто - нас, единый народ, пытаются разделить. Никто ведь не мог себе представить ту ситуацию, которая сегодня происходит в Украине. В то время как каждая российская семья во втором поколении имеет украинские корни. И другой пример: Россия - Казахстан. Я не чувствую здесь, на этой благословенной земле какого-то отчуждения, я здесь у себя дома. И это самое главное, надеюсь, это позволит нашему новому экономическому пространству не просто существовать на бумаге, а развиваться и идти вперед благодаря связям между людьми, между поколениями.
- Что Вы думаете о современном искусстве?
- Когда я окончил высшую школу, на тот момент все художники, можно сказать, пропали с линии горизонта. Остались на виду только те, чьи работы продаются. Причем, что удивительно, продавалось с самой большой прибылью то, что ничего не стоило в реальности. Сейчас, к счастью, везде происходит своеобразное отрезвление. И то, что является настоящей художественной школой, оно снова занимает свое место в музеях.
Настоящему художнику, как минимум, надо уметь правильно брать в руки карандаш и еще уметь им рисовать. Ну а те художественные школы, которые мы представляем сегодня на суд зрителей, к счастью, они сохранились, выжили и готовят работы новых талантливых ребят. Это и есть та связь, которая не пустые слова, а изнутри идет, от души.
- Поделитесь, пожалуйста, своими художественными планами на будущее...
- Проект “Свободные художники Петербурга” готовит с Национальным музеем РК еще две выставки. Одна из них - “Юбиляры. Дети победы” - работы тех, кто родился в 1945 году. Это такие мастера, как Александр Кондуров, Валерий Лука, Олег Яхнин, им сегодня по 70 лет, и они входят в группу “Параллели World”, которую сегодня представляют также Латиф Казбеков и Алексей Талащук. Выставка пройдет в Государственном русском музее в Петербурге и здесь, в Астане и Алматы. Кроме того, мы хотим провести здесь с Академией художеств выставку “После войны”, приуроченную к 70-летию Великой Победы, сейчас она проходит в Санкт-Петербурге. Это выставка отреставрированных работ художников послевоенного поколения, в том числе и картин художников-казахстанцев.
Астана |