Особый взгляд мастера
На прошлой неделе в Алматы в Государственном музее искусств имени А.Кастеева открылась юбилейная выставка произведений заслуженного деятеля искусств Салихитдина Айтбаева, посвященная 70-летию со дня рождения художника. В экспозиции представлено более 40 произведений живописи и графики.
Произведения Салихитдина Айтбаева отличаются глубиной проникновения в суть изображенного, философским содержанием. Его произведения привлекают внимание своеобразным подходом к решению цветовых и пластических задач. Его портреты отличает глубокий психологизм, пейзажи повествуют о жизни простого казахского аула, натюрморты, созданные в обобщенной манере, несут в себе мощную энергетику.
Салихитдин Айтбаев принадлежит к поколению так называемых художников-шестидесятников, перед которыми стояла задача возрождения национальной культуры. Одна из ранних работ Айтбаева “Счастье” стала символом творческих поисков молодых авторов начала 70-х годов.
Салихитдин Айтбаев родился в 1938 году в Кзыл-Орде. В 1961 году окончил Алматинское художественное училище имени Н.В.Гоголя, учился у М.Кенбаева. С 1961 года активно участвовал в выставках. Член Союза художников СССР с 1965 года. Умер в 1994 году в Алматы.
“Декоративность его живописи - это влияние множества таких факторов, как особое восприятие природы через цвет, свет, ландшафтные формы, творчество знаменитых французских, мексиканских мастеров XX века. Его живопись заставляет зрителя прислушаться к себе и через это состояние ощутить биение пульса родной земли, отражающегося в сердце”, - отмечает искусствовед Эльмира Ахметова.
Василина Воркова
Исследовательские полотна
Выставка тандема Чернявский - Бурмистров “Равноденствие”, открывшаяся в галерее “Арт-Нават”, интересна по многим причинам. в последнее время нечасто можно оценить, сопоставить, а также насладиться творчеством двух таких неоднозначных художников. Ведь концепция их творчества при всей внешней несхожести обладает общим знаменателем - позитивно-исследовательским отношением к изображаемой действительности, что в сочетании с профессиональными наработками производит надлежащее впечатление.
Вообще творческий путь любого художника - процесс исключительно личный и неповторимый в принципе. Тем более любопытны общие выводы, которые можно сделать после посещения галереи. В концептуальном плане у обоих молодых художников присутствуют стратегическая цель и задел на будущее - субреализм и мягкий вариант сюрреализма как способ манипулятивного воздействия на психику зрителя. Допустим на секунду, что в их живописи присутствуют разновидности идеологической нагрузки или медитативных откровений - насколько они уместны с художественной точки зрения? Ведь во все времена живопись служила определенным целям. И была, кстати, более востребована, чем в эпоху сплошной капитализации.
Работа Чернявского “Плесецк” - скрытая форма декларирования идеи. Картина-ребус - несмотря на мрачную философичность российской глубинки, освоение космоса было и остается рабочим проектом страны. Через тернии к звездам. “На десятой клетке” - картина глубоко символичная и по сути своей суровая. Ребенок уходит с проторенной дороги, чтобы достичь большего, отсылая зрителя к произведению Кэрролла “Алиса в Зазеркалье”. На десятой клетке Алиса становится королевой. “Замороженный курорт” - нет ничего постоянного в нашем мире. В одночасье измениться может самая стабильная и стационарная действительность, и не всегда в лучшую сторону.
Картина Бурмистрова “Полусвет” - бесспорный манифест автора. Живопись, по мнению Юрия, должна не только фиксировать и интерпретировать действительность, она должна дарить людям загадку и в сплошной повседневности видеть ключ к пониманию иных реалий. И “Полет навигатора”, и “Конец сансары” являются мостиком в реальность другого рода, где все стремления человека к постижению событийного ряда уменьшаются до точки перехода в сказку. Жанр фэнтези для выражения подобных воззрений подходит как никакой другой, поэтому даже в интерпретации “Анны Карениной” Бурмистров верен себе. Известная тема вдруг становится полна неразгаданных тайн и невысказанных мыслей. Его картины заставляют думать над тем, над чем уже в общем-то и не принято. Но иногда полезно.
“Равноденствие” не является ни однозначно коммерческим, ни декларативным проектом. Художники создали за последние полтора года ряд картин, очень хорошо демонстрирующих движения творческой мысли и философских постулатов обоих и отлично характеризующих своеобразное направление в современной живописи Казахстана. Может быть, это имеет смысл назвать осмысленной живописью, живописью взрослых людей, четко понимающих свое место в творческой жизни южной столицы. В этом случае все варианты идеологии, философии, личных предпочтений и представлений о жизни в творчестве обоснованны, так как основаны на опыте и подсознательной способности улавливать образы не только из обыденной реальности. Помимо всего прочего художники обладают инструментами влияния на восприятие зрителя - и морально они оба имеют на это полное право. У них - равноденствие.
Гаухар Колосовская |